Севрыбхолодфлот : книга третья цикла «Севрыба» : время становления и расцвета (1965 - середина 1970-х годов) : работа в новых условиях (1970-е - 1980-е годы) : имена: капитанская элита : на рубеже веков (гибель флота) / Сев. рыбопромысловый бассейн ; [авт.-сост. В. С. Георги]. - Санкт-Петербург : Феникс, 2017. - 455 с. : ил., цв. ил., портр., карты. - (Капитаны рыбного хозяйства СССР).

(Г лучше с косяка уйди, но не рискуй. Учись хладнокровию. А в крайнем случае действуй решительно. Однако честолюбивое желание поймать рыбы не меньше, чем другие, под­ вело неопытного штурмана. Он задержался с маневром уклонения от трех встречных судов, а когда спохватился, было поздно; хоть следуй прежним курсом, хоть отворачивай — будет сцепление тралами. А застопорить ход про­ сто не догадался: сказалось нервное напряжение из-за неожиданной острой навигационной ситуации. Василий Тихонович вызвал на мостик капитана. Когда траулеры благопо­ лучно разошлись, Владимир Павлович взял лист бумаги и карандаш. — Смотри, как надо было действовать. Он быстро начертил схему расположения судов, указал дистанцию и время отворота, которые прозевал вахтенный помощник. Прошло много лет. Давно Василий Тихонович сам считается одним из луч­ ших наставников... Судоводители, попав в добрые руки Маркова, списываются с судна только при крайней необходимости. Достаточно сказать, что за полтора десятилетия сменились только три главных механика (два предшественника нынешнего «деда» пошли на повышение). Более десяти лет судно не было в капитальном ремонте, но претензий к его техническому состоянию до сих пор не возникало. В постоянстве же судоводителей капитан заинтересован еще и потому, что за долгое время глубже можно изучить сильные и, главное, слабые стороны их подготовки... Вообще Марков всегда следует правилу: заранее обговаривать с капитанами все детали предстоящей швартовки, а их бывает порой до трид­ цати за рейс. «По швартовке я могу судить о характере капитана», — шутит Василий Тихонович, но никогда не упустит возможности уточнить курс, ско­ рость и т. д. Особенно в последнее время, когда все чаще приходится слышать незнакомые фамилии молодых капитанов, дабы оградить их от возможных неприятностей. Заметит, что при значительном волнении моря траулер слиш­ ком близко подходит к транспорту, осадит: «Держать по траверзу дистанцию 100 метров!» Потом уже подкорректирует курсы для безопасного сближения судов, подскажет момент уравнивания скоростей. Кроме организационных, очень важ­ ны меры технические. Например, на ТР «Эрнст Тельман» при работе в океане вывешивают не четыре, а пять четырех­ баллонных кранцев, чтобы надежней за­ щитить борта ошвартованных судов при грузовых операциях в крупную зыбь. И проверяют кранцевую защиту не только, как положено, перед приходом в район 268 СЕВРЫБХОЛОДФЛОТ. Книга третья цикла «Севрыба»

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz