Севрыбхолодфлот : книга третья цикла «Севрыба» : время становления и расцвета (1965 - середина 1970-х годов) : работа в новых условиях (1970-е - 1980-е годы) : имена: капитанская элита : на рубеже веков (гибель флота) / Сев. рыбопромысловый бассейн ; [авт.-сост. В. С. Георги]. - Санкт-Петербург : Феникс, 2017. - 455 с. : ил., цв. ил., портр., карты. - (Капитаны рыбного хозяйства СССР).

Почему-то всегда чувствуешь свою вину, когда уходят такие люди, даже если непосредственной твоей вины и нет вовсе. Кажется, чего-то важного ты ему не успел сказать, того, что, возможно, остановило бы его на полпути к пет­ ле. Но ведь мы с ним разговаривали по телефону буквально за несколько дней до трагедии. Нормально поговорили, даже шутили. Я говорил: «Может, тебя подменить пораньше, может, по дому соскучился?» — «Нет, все в порядке!» А потом неделя переговоров с домом. И после каждого разговора с женой, как рассказывает радист, Мадоян долго не мог прийти в себя. Мрачнел, впа­ дал в уныние, замыкался, словно уходил куда-то далеко-далеко. Тотальное одиночество капитанов — вещь общеизвестная. Все свои реше­ ния капитан принимает всегда один. И ответственность за все, что происходит в результате принятия этих решения, тоже несет один. И кому приходило в голову подсчитать, насколько он невыносимо тяжел — груз этой ответствен­ ности? А если к этому прибавляются еще и семейные проблемы... С Гургеном я познакомился очень давно, когда он был вторым штурманом на одной из мукомольных плавбаз. С первых же встреч он поразил меня своей особой грамотностью, вдумчивым и серьезным отношением кделу. Да иначе и быть не могло, он с самого детства был запрограммирован на ответствен­ ное отношение кжизни и к окружающим. Старший сын в крестьянской семье, где кроме него было еще семь братьев и сестер, выросший в глухой дерев­ не гористой Армении, Мадоян с детства привык добиваться цели упорным и тяжким трудом. Подростком начал работать на стройке, затем, закончив мо­ реходную школу в Ленинграде, поступил к нам в Севрыбхолодфлот матросом и уже потом, по рекомендации нашего управления, в Мурманское высшее инженерное морское училище. Несмотря на то, что у себя на родине он закончил армянскую школу и рус­ ским в юные годы почти не владел, он учился настолько истово, что сдавал все годы все предметы на «отлично» и «хорошо». И к моменту, когда мы встрети­ лись в море на плавбазе, он говорил практически без акцента не только по- русски, но и по-английски. Когда я пообщался с ним на мостике во время его вахты, то понял, что этот человек абсолютно готов для самостоятельной рабо­ ты. К тому времени он уже имел второе образование. Понимая из опыта ра­ боты на плавбазах, что в море остро необходимы инженеры- судоводители, знающие про­ изводство и технологию рыб­ ных продуктов, он сразу после окончания МВИМУ поступил туда же на заочный факультет технологов, чтобы стать еще и инженером-технологом. Надо ли убеждать кого-то, насколько ценным челове­ ком он был в нашем флоте? Часть вторая. ИМЕНА (1965 - конец 1980-х годов) 261

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz