Севрыбхолодфлот : книга третья цикла «Севрыба» : время становления и расцвета (1965 - середина 1970-х годов) : работа в новых условиях (1970-е - 1980-е годы) : имена: капитанская элита : на рубеже веков (гибель флота) / Сев. рыбопромысловый бассейн ; [авт.-сост. В. С. Георги]. - Санкт-Петербург : Феникс, 2017. - 455 с. : ил., цв. ил., портр., карты. - (Капитаны рыбного хозяйства СССР).

РАЗМЫШЛЯЯ О БЕЗОПАСНОСТИ МОРЕПЛАВАНИЯ Из статьи капитана плавбазы «Городецкий» М. Ландера ...Аварии на морских судах очень редко результат стихийных явлений — почти во всех случаях они вызваны нарушением уставных требований, не­ удовлетворительной эксплуатацией судов, ошибками в судовождении, поте­ рей бдительности и т. д. ...Беречь судно — дело не только одного капитана, а всего судового кол­ лектива. Воспитывать эти качества можно и нужно не только на лучших при­ мерах труда и новаторства, но также и на допущенных промахах. Например, на таком. В ноябре 1964 года танкер «Метан» выскочил носовой частью на северо-западную оконечность острова Сальный в Кольском заливе. При раз­ боре аварии было установлено, что прокладка на карте велась только до ли ­ нии створов губы Тюва, а далее, вплоть до аварии судна, никакого счисления на карте не велось. Плавание происходило в условиях плохой видимости, но это не оправдывает халатности судоводителей, так как танкер оборудован современными техническими средствами судовождения. ...Можно сделать такой вывод: аварии возникают там, где не на высоте трудовая и производственная дисциплина. Приведу один пример, наглядно подтверждающий это положение. В октябре 1965 года был посажен на мель у восточного берега острова Ян-Майен средний траулер «Ходовариха». При­ чина: навигационные ошибки судоводителей (ошибка в счислении составила 20 миль). ...Чаще всего люди, а не стихия — причина аварии. Аварийность судов, зависящая от действий плавсостава, связана с двумя факторами, существо­ вание которых и обуславливает ее: 1. Недостаточно развитое общественное сознание у отдельных работников. 2. Недостаточная квалификация отдельных специалистов. Если бы каждый работник морского судна сочетал в себе высокое обще­ ственное сознание и высокую квалификацию, которые должны быть прису­ щи каждому советскому моряку, то это коренным образом изменило бы по­ ложение с аварийностью. Только грубым нарушением элементарных основ судовождения и общепринятых рекомендаций хорошей морской практики, безответственным отношением к своим обязанностям капитана и судоводи­ телей можно объяснить гибель СРТ-4240 «Орел» у Шетландских островов в марте 1967 года. Несмотря на удовлетворительную видимость и оснащен­ ность судна техническими средствами судовождения, с помощью которых можно было надежно контролировать место судна, штурманский состав во главе с капитаном допустили грубейшие ошибки, которые и привели ктаким печальным последствиям... Морская профессия требует от нас умения добиваться поставленной цели. Твердые волевые качества играют большую роль в мореплавании, особен­ но — в судовождении. Воспитывать их в себе необходимо задолго до начала исполнения обязанностей капитана — с первых дней плавания практикантом, 244 СЕВРЫБХОЛОДФЛОТ. Книга третья цикла «Севрыба»

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz