Севрыбхолодфлот : книга третья цикла «Севрыба» : время становления и расцвета (1965 - середина 1970-х годов) : работа в новых условиях (1970-е - 1980-е годы) : имена: капитанская элита : на рубеже веков (гибель флота) / Сев. рыбопромысловый бассейн ; [авт.-сост. В. С. Георги]. - Санкт-Петербург : Феникс, 2017. - 455 с. : ил., цв. ил., портр., карты. - (Капитаны рыбного хозяйства СССР).

в море. Как-то они поведут себя, тем более что штормило по всему океану и прогноз не предвещает ничего хорошего. Вахту старпома не зря издавна называют «собакой». Время с U до 8 и с 16 до 20 — самое трудное. Но Андрей Яковлевич Кукса, хотя и недавно носит три золотых шеврона, привык. На мостик выходит заблаговременно, чтобы заранее все проверить, предусмотреть. Так было и в тот раз. — Как ветер? — спросил он сдававшего вахту второго штурмана. — По замерам 22 метра в секунду, но погода свежеет. И в самом деле, когда старпом вышел на крыло мостика, ветер зло рва­ нул полы дождевика, осколки волны брызнули в лицо. Анемометр показывал 36 метров в секунду. 16 лет ходит в море Андрей Яковлевич. Начинал матросом на СРТ. Ходил в Беломорской базе гослова с такими опытными капитанами, как Герой Социа­ листического Труда Юрий Алексеевич Осташков, Марк Исакович Любовский, бывал не раз в сельдяных экспедициях, в различных районах Атлантики, но в такой ураган он попадал редко... «Борис Сафонов» шел на двух дизелях. В такую погоду на них не выгрести, и старпом отдал приказание готовить третий. Капитан-директор Анатолий Александрович Пасика одобрил действия свое­ го старшего помощника. — Ничего, не впервой, справимся! — улыбнулся он. Но тут новая неприятность: третий дизель не может работать из-за не­ исправности. Капитан принял единственно верное решение: развернуться по волне, форсировать ход. Развернулись. Опасность стала меньше. Но волны еще злее накинулись на судно. Они перелетали через кормовую надстрой­ ку, разбивались на палубе, били в иллюминаторы, даже на мостике хлюпала под ногами вода. — Как крепления? Выдержат ли? Здесь, в носовой надстройке, все в по­ рядке. А в кормовой? — эти мысли безотвязно беспокоили капитана. И вдруг голос старпома: — Анатолий Александрович, разрешите, я пройду в кормовую надстройку... Капитан помолчал, как бы оценивая взглядом ладную и ловкую фигуру своего старшего помощника, посмотрел на палубу, где крутились бурунчики воды, словно сравнивал силу человека и ярость стихии. — Что ж, иного выхода нет, иди, Яковлевич. Только боцмана с собой возьми. Вдвоем надежнее, — ответил он и уже вдогонку крикнул, — да страховочные пояса наденьте обязательно! Пояса!.. * * * Кажется, не так давно старпом и сам был таким, как нынешние курсанты, когда уезжал в Мурманск из родного Днепропетровска, где после десяти­ летки работал на заводе. Плакала мать, уговаривала остаться сестра, а отец сказал коротко: — Дай телеграмму, когда понадобятся деньги на обратную дорогу. Часть вторая. ИМЕНА (1965 - конец 1980-х годов) 2 3 3

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz