Севрыбхолодфлот : книга третья цикла «Севрыба» : время становления и расцвета (1965 - середина 1970-х годов) : работа в новых условиях (1970-е - 1980-е годы) : имена: капитанская элита : на рубеже веков (гибель флота) / Сев. рыбопромысловый бассейн ; [авт.-сост. В. С. Георги]. - Санкт-Петербург : Феникс, 2017. - 455 с. : ил., цв. ил., портр., карты. - (Капитаны рыбного хозяйства СССР).
Ни часовой у трапа, ни команда танкера не обращают особого внимания на мальчишек — это очередная смена котлочистов. Хозяевам парохода выгодно иметь такую рабочую силу — почти даровую, не вступающую в спор. Но о подлинной цене этого труда вскоре узнают не только белогвардей цы, ждущие топливо для своих танков, аэропланов, автомобилей, — узнает весь город. Ушла с танкера ватага чумазых котлочистов. Вдруг на танкере раздался взрыв... Загоревшийся пароход срочно уводят с акватории порта, подальше от берега. Контрразведка тщетно искала смельчаков. Да и не каждому мог ло прийти в голову, что диверсию совершили мальчишки, чистившие котлы. Но это было дело их рук. Не без помощи старших, конечно. — Мы потихоньку носили динамит на танкер, — рассказывает Вячеслав Николаевич. — Безобидные такие на вид «колбаски». Правда, как они рабо тают, мы знали: нас научили взрывчаткой глушить рыбу... Какой «улов» получился при диверсии, догадаться не трудно. А было это одним из... «комсомольских» поручений Славе Корсаку и его товарищам по подполью. Раз такое поручили, значит — доверяли. Иначе и быть не могло: отец юноши, Николай Людвигович, еще за участие в событиях 1905-1907 го дов был сослан. Нелегко пришлось его семье. Жена стирала белье для бо гатых семей. Сыновья — старший Николай и Вячеслав — работали с малых лет, убирали чай. Годам к двенадцати младшему повезло — взяли в гараж помощником шо фера. Была такая «специальность» — мотор рукояткой заводить, выполнять самую грязную работу. Мотор Слава освоил быстро. И вот тут-то он и стал... моряком. Случилось это так. Попался помощник шофера на глаза хозяину гаража, и он послал его с какими-то бумагами в порт. Хозяин фелюги, кото рому эти бумаги предназначались, был человеком словоохотливым. Разго ворились. Выяснилось, что посыльный знает мотор, установленный на этом небольшом судне. Вообще-то оно обычно ходило под парусами, но нередко и мотор выручал. Хозяева быстро договорились, и Слава перебрался на фелюгу. Вот он — этот первый перекресток в судьбе батумского мальчишки, кото рому предстояло пройти долгий и трудный путь, побывать почти во всех мо рях Мирового океана. Двадцатые годы Вячеславу Николаевичу памятны плаваниями на парус нике. Был кухарем (помповара — по нынешним штатам), матросом, упорно учился. Чтобы попасть в мореходный техникум, мало было сдать экзамены — требовался еще и двухгодичный стаж плавания. И обязательно на паруснике. Слава Корсак этот «показатель» с лихвой перекрыл еще перед тем, как стать учащимся Херсонского мортехникума... В 1933 году Вячеслав Корсак прошел в торговом флоте все ступени штур мана, побывал в заграничных плаваниях. И вот партия направляет молодого капитана в Военно-Морской флот. Новый поворот судьбы. Три года в школе подплава. Старший помощник, затем командир подводной лодки на Балтике. Трудный и памятный сорок Часть вторая. ИМЕНА (1965 - конец 1980-х годов) 225
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz