Севрыбхолодфлот : книга третья цикла «Севрыба» : время становления и расцвета (1965 - середина 1970-х годов) : работа в новых условиях (1970-е - 1980-е годы) : имена: капитанская элита : на рубеже веков (гибель флота) / Сев. рыбопромысловый бассейн ; [авт.-сост. В. С. Георги]. - Санкт-Петербург : Феникс, 2017. - 455 с. : ил., цв. ил., портр., карты. - (Капитаны рыбного хозяйства СССР).
тужурке, в золоте капитанских нашивок на обшлагах или погонах, с училищ ными «поплавками», орденскими планками и главной ценностью — окружен ные якорь-цепью якорь и секстан (теперь нагрудный знак «Капитан дальнего плавания» можно купить в интернет-магазине за 300 рублей). По форме — и в пир, и в мир, и в добрые люди. Не было среди них шмоточников. Они по зволяли себе единственную слабость — капитанские фуражки. О! Найти хо рошего мастера — в Ленинграде или Одессе — и начать отпуск с поездки к нему, чтобы построить правильную фуражку, это было большое дело. ...В экипаже плавбазы две сотни в основном молодых и здоровых мужи ков — покладистых среди них еще поискать надо, каждый с норовом и ха рактером — и около десятка женщин. В таких условиях (да еще замкнутое пространство и тяжелая, изматывающая каждодневная пахота) дисципли на — не пустое слово из корабельного устава, а насущная необходимость. И поддержать ее можно только одним способом — беспрекословным автори тетом капитана. На чем он держался? Думаю, на четырех китах: моральном и физическом давлении, человеческих качествах капитана и его... удачливости. ...Конечно, моряк ценит в хорошем капитане справедливость, уважитель ное отношение, верность данному слову. Понятно, что и лошадь, и человек не любят ходить в строгой узде. Но моряк простит капитану и грубость, и са модурство, и прочие закидоны за его морские лихость и удачливость. «Уло вистый» мастер, знающий «рыбные места», имеющий «чуйку» на косяки и умение быстро «обловиться», всегда будет уважаем экипажем — значит, в семью придешь из рейса не с пустыми карманами. То же самое, но примени тельно к «базовским» капитанам — это способность обеспечить рыбофабри- ку сырьем в должном объеме: простои сказываются на кошельке каждого и настроении команды. Правила запрещают швартовку судов в море борт к борту при волнении свыше четырех баллов. Но капитаны повсеместно рисковали: Родина ждала рыбу, а экипаж хороших заработков. Представьте себе «баренцуху» в разгар мойвенной путины: морозец, вете рок, волнение, плохая видимость. Плавбаза водоизмещением под 20 тысяч тонн, слева к ней уже ошвартован 18-тысячетонный транспортный рефриже ратор, на который перегружается готовая рыбопродукция. За кормой на бак штове — танкер-пятитысячник. С него идет заправка топливом. И весь этот «табор» ползет швартоваться к малышу-кошельковисту. Тот лежит в дрейфе, потому что ограничен в маневре — у него по правому борту полный кошелек мойвы. И за все четыре судна отвечает перед Родиной и законом капитан швартующейся плавбазы: рассчитай курс, скомандуй в машину, проконтро лируй палубную команду. Кофе литрами, «Беломор» пачками, «в Бога, в душу, в мать» — по громкой связи. Огромные кранцы лопаются как виноградины под каблуком Гулливера. Уф-ф, ошвартовались... После одной такой образцово-показательной швартовки капитан «малыша» рявкнул моему отцу: «А теперь давай ко мне на палубу. Будешь мне штаны от стирывать». Весь промрайон, слушавший эту музыку в эфире, грохнул смехом. Часть вторая. ИМЕНА ( 1 9 6 5 -конец 1980-х годов) 171
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz