Севрыбхолодфлот : книга третья цикла «Севрыба» : время становления и расцвета (1965 - середина 1970-х годов) : работа в новых условиях (1970-е - 1980-е годы) : имена: капитанская элита : на рубеже веков (гибель флота) / Сев. рыбопромысловый бассейн ; [авт.-сост. В. С. Георги]. - Санкт-Петербург : Феникс, 2017. - 455 с. : ил., цв. ил., портр., карты. - (Капитаны рыбного хозяйства СССР).

снаряжены ещё три экспедиции. В районе банки Джорджес был налажен про­ мышленный лов судами количеством до 350 единиц*. О наличии советского рыбопромыслового флота у банки Джорджес рас­ сказывает то ли байка, то ли быль. Говорят, когда Н. С. Хрущёв в сентябре 1959 года посетил Соединенные Штаты, то американский президент Дуайт Эй­ зенхауэр пригласил его осмотреть Лонг-Айленд — остров южнее Нью-Йорка. Дело было ночью, и Никита Сергеевич, увидев вдалеке огромное количество огней, спросил: «Что это за город?» На что президент США ответил: «Это ва­ ша Красная площадь — рыболовные суда». Можно себе представить, какой это был объемный промысел. Там наши суда добывали до 400-500 тысяч тонн рыбы, 50-60 % из которых приходилось на долю мурманских рыбаков. С освоением рыбных запасов в отдаленных районах Мирового океана, что диктовалось необходимостью, так как рыбу близ расположенных к портам ба­ зирования промысловых флотов морях уже изрядно подвыловили, менялись стратегия и тактика промысла, к чему должны были подлаживаться и судо­ строители. Чтобы сохранить выловленную рыбу, ее надо было заморозить. Для этого строились крупные морозильные траулеры. А чтобы они не затра­ чивали лишнего промыслового времени на переходы в порт для сдачи рыбы, их необходимо было разгружать непосредственно в районе промысла. Значит, надо иметь специализированные транспортные рефрижераторы, которые мог­ ли бы принять на себя всю выработанную промысловым судном продукцию. А также обеспечить ловца топливом, пресной водой, провизией и т. п. — для дальнейшего продолжения промысла. Эти обстоятельства и способствовали тому, что в начале 1960-х годов завод в Николаеве начал массовое строитель­ ство транспортных рефрижераторов специально для рыбной промышленности. Становилась все более очевидной необходимость создания на Северном бассейне специализированного рефрижераторного приемотранспортного и перерабатывающего флота. Это было велением времени. 1. Создание Севрыбхолодфлота К середине 1960-х годов зона действия флотов главка «Севрыба» охваты­ вала пять укрупненных районов. Во-первых, Баренцево море, к которому географически и исторически тяго­ тела рыбная промышленность Севера. Здесь рыбаки брали 60 % всего объема добычи. Однако неудовлетворительное состояние рыбных запасов требовало увеличивать промысел за пределами Баренцева моря. Где? В Северо-Запад­ ной Атлантике (Большая Ньюфаундлендская банка, Лабрадор, Ново-Шотланд­ ский шельф, Джорджес-банка, Гренландия). В этом, втором по счету секторе океана, флот «Севрыбы» добывал до четверти всего улова рыбы. Третьим крупным районом промысла было Норвежское море. Здесь суда Северного бассейна вели промысел сельди с конца 1940-х годов. Удельный вес * Газета «Мурманский вестник» от 13 мая 2013 года. Часть первая. Время становления и расцвета

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz