Георги, В. С. Рыбный Мурман в кавычках и без : документально-публицистические хроники Северного рыбопромыслового бассейна последней четверти XX века. В 2 т. Т. 2, ч. 4-7 / Виктор Георги. - Петрозаводск : Verso, 2016. – 476, [1] с. : ил.
Глава 9. Четыре года приватизации («Севрыбхолодфлот») весь флот трудится по контрактам, причем там оговорено, что разгильдяи и пьяницы отправля ются домой за свой счет. Хорошая воспитатель ная мера — жизнь уже показала это! Конечно, работать в столь четком режиме очень сложно, поэтому вписываются в него не все. Нам при шлось расстаться с иными капитанами и глав ными механиками. Что ж, ищем замену в паро- ходствах — Мурманском или Балтийском. Сейчас у нас на судах работают несколько механиков из Санкт-Петербурга и капитанов из Мурманско го пароходства. Так вот: уровень их подготовки на порядок выше нашего. И заметно выше уро вень общей культуры. Все они практически вла деют английским языком, без которого сейчас просто невозможно работать за границей. Еще один серьезнейший вопрос — аппарат управле ния. Его роль, ответственность и компетентность в управлении флотом. Работы тут непочатый край. Как заставить людей трудиться не «от и до», а творчески, чтобы по решению, принимаемому в кабинете, эффективно работал флот? Не каж дый способен стать менеджером, необходимо призвание. Еще одна проблема — катастрофическое старение флота, переоценка которого, однако, идет семимильными шагами. Так, плавбаза «Да- урия» постройки 1964 года стоит49 миллиардов рублей. А продав ее на металлолом, мы реально получим не более 6 миллиардов. По-другому же ее не продать, никому сейчас этот почтенный монстр не нужен. А ведь это — налог на имуще ство! СРХФ — единственный из рыбопромысло вых флотов Северного бассейна платит налог на имущество. И немалый: в 1995 году — око ло 10 миллиардов рублей. И все это ложится на себестоимость, а, следовательно, входит и в цену рыбы. И самое обидное в том, что подобная система хозяйствования заставля ет сворачивать производство, а не расширять его. Сокращаются рабочие места, возникают проблемы у фонда занятости, уменьшается на логооблагаемая база, стало быть, проблемы у государства. И никакие «драконовские» меры не помогут выбивать налоги, поскольку выби вать скоро будет просто нечего. Думаю, что без думная, автоматическая переоценка основных фондов (полностью изношенных, ведь средний возраст судов СРХФ — 18,5 лет, а есть парохо ды, которым «за тридцать») полностью разру шит экономику. Здания, склады, построенные двадцать лет тому назад, приходят в негодность, а цена их повышается в 2—3 раза ежегодно. Очевидно правительство считает, что стоимость имущества, переданного коллективам в про цессе приватизации, основательно занижена, но ведь не коллектив ее рассчитывал, а комитет по имуществу — практически тоже правитель ство. Выходит, что тогда, в 1992-м, продешеви ли, а сейчас спохватились? Но ведь есть же экс пертиза, и если необходимо, можно привлечь иностранных инспекторов... Вот и получается, что в конце концов предприятию, чтобы вы жить, надо распродать все, но тогда пострадают люди, до сих пор имеющие работу. И даже про дав имущество, можно не расплатиться за дол ги, и тогда на улице окажутся дополнительные безработные. Еще один парадокс нашей жизни — желез ная дорога, что задавила своими тарифами практически все предприятия. Правда, рыбаки почти отказались от услуг железнодорожников и перешли на более современные и мобиль ные — автодорожные. Но посмотрите на ситуа цию в корне: сколько ни повышали тарифы, об служивание лучше не становилось. Стало быть, ведомство не справляется со своими проблема ми, вот где необходимо предметное вмешатель ство правительства. Но никому там по большо му счету это не нужно. Увеличиваются доходы тружеников ЖД, получающих колоссальные зар платы, увеличивается налог в бюджет, а что про исходит с карманом простого российского пас сажира — кому это интересно? Там, наверху, видимо, никому. Пока очевидно одно: весь этот беспредел объясняют неудачно проведенной приватиза цией, отсутствием квалифицированного управ ления «частными» предприятиями. Хотя даже невооруженным глазом видно, что узел затя нут как раз госструктурами — железной доро гой и энергетиками. Так, следовательно, и вся эта ситуация создана искусственно, а ссылки на неуправляемость — не более чем отговорки. 91
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz