Георги, В. С. Рыбный Мурман в кавычках и без : документально-публицистические хроники Северного рыбопромыслового бассейна последней четверти XX века. В 2 т. Т. 2, ч. 4-7 / Виктор Георги. - Петрозаводск : Verso, 2016. – 476, [1] с. : ил.

Глава 9. Четыре года приватизации («Севрыбхолодфлот») весь флот трудится по контрактам, причем там оговорено, что разгильдяи и пьяницы отправля­ ются домой за свой счет. Хорошая воспитатель­ ная мера — жизнь уже показала это! Конечно, работать в столь четком режиме очень сложно, поэтому вписываются в него не все. Нам при­ шлось расстаться с иными капитанами и глав­ ными механиками. Что ж, ищем замену в паро- ходствах — Мурманском или Балтийском. Сейчас у нас на судах работают несколько механиков из Санкт-Петербурга и капитанов из Мурманско­ го пароходства. Так вот: уровень их подготовки на порядок выше нашего. И заметно выше уро­ вень общей культуры. Все они практически вла­ деют английским языком, без которого сейчас просто невозможно работать за границей. Еще один серьезнейший вопрос — аппарат управле­ ния. Его роль, ответственность и компетентность в управлении флотом. Работы тут непочатый край. Как заставить людей трудиться не «от и до», а творчески, чтобы по решению, принимаемому в кабинете, эффективно работал флот? Не каж­ дый способен стать менеджером, необходимо призвание. Еще одна проблема — катастрофическое старение флота, переоценка которого, однако, идет семимильными шагами. Так, плавбаза «Да- урия» постройки 1964 года стоит49 миллиардов рублей. А продав ее на металлолом, мы реально получим не более 6 миллиардов. По-другому же ее не продать, никому сейчас этот почтенный монстр не нужен. А ведь это — налог на имуще­ ство! СРХФ — единственный из рыбопромысло­ вых флотов Северного бассейна платит налог на имущество. И немалый: в 1995 году — око­ ло 10 миллиардов рублей. И все это ложится на себестоимость, а, следовательно, входит и в цену рыбы. И самое обидное в том, что подобная система хозяйствования заставля­ ет сворачивать производство, а не расширять его. Сокращаются рабочие места, возникают проблемы у фонда занятости, уменьшается на­ логооблагаемая база, стало быть, проблемы у государства. И никакие «драконовские» меры не помогут выбивать налоги, поскольку выби­ вать скоро будет просто нечего. Думаю, что без­ думная, автоматическая переоценка основных фондов (полностью изношенных, ведь средний возраст судов СРХФ — 18,5 лет, а есть парохо­ ды, которым «за тридцать») полностью разру­ шит экономику. Здания, склады, построенные двадцать лет тому назад, приходят в негодность, а цена их повышается в 2—3 раза ежегодно. Очевидно правительство считает, что стоимость имущества, переданного коллективам в про­ цессе приватизации, основательно занижена, но ведь не коллектив ее рассчитывал, а комитет по имуществу — практически тоже правитель­ ство. Выходит, что тогда, в 1992-м, продешеви­ ли, а сейчас спохватились? Но ведь есть же экс­ пертиза, и если необходимо, можно привлечь иностранных инспекторов... Вот и получается, что в конце концов предприятию, чтобы вы­ жить, надо распродать все, но тогда пострадают люди, до сих пор имеющие работу. И даже про­ дав имущество, можно не расплатиться за дол­ ги, и тогда на улице окажутся дополнительные безработные. Еще один парадокс нашей жизни — желез­ ная дорога, что задавила своими тарифами практически все предприятия. Правда, рыбаки почти отказались от услуг железнодорожников и перешли на более современные и мобиль­ ные — автодорожные. Но посмотрите на ситуа­ цию в корне: сколько ни повышали тарифы, об­ служивание лучше не становилось. Стало быть, ведомство не справляется со своими проблема­ ми, вот где необходимо предметное вмешатель­ ство правительства. Но никому там по большо­ му счету это не нужно. Увеличиваются доходы тружеников ЖД, получающих колоссальные зар­ платы, увеличивается налог в бюджет, а что про­ исходит с карманом простого российского пас­ сажира — кому это интересно? Там, наверху, видимо, никому. Пока очевидно одно: весь этот беспредел объясняют неудачно проведенной приватиза­ цией, отсутствием квалифицированного управ­ ления «частными» предприятиями. Хотя даже невооруженным глазом видно, что узел затя­ нут как раз госструктурами — железной доро­ гой и энергетиками. Так, следовательно, и вся эта ситуация создана искусственно, а ссылки на неуправляемость — не более чем отговорки. 91

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz