Георги, В. С. Рыбный Мурман в кавычках и без : документально-публицистические хроники Северного рыбопромыслового бассейна последней четверти XX века. В 2 т. Т. 2, ч. 4-7 / Виктор Георги. - Петрозаводск : Verso, 2016. – 476, [1] с. : ил.

Часть четвертая. За что боролись? зарплаты, в связи с необходимостью платить налоги и т. п. И вот рождаются разговоры, что приватизация ничего не дала, а только ухудшила ситуацию. Но ведь это не так! Частная собствен­ ность (подчеркиваю — частная!) всегда выступа­ ет более строгим экзаменатором нашей жизни. И если этот рычаг использовать как положено, эффект хозяйствования будет значительно выше, чем в былые не столь далекие времена комму­ нистического строительства. Но это — в теории. А на практике я в послед­ нее время мученически искал ответ на вопрос вопросов: почему моряки, став практически хо­ зяевами своего предприятия, столь варварски относятся к судам, на которых работают? И пре­ вращаются пароходы понемногу в ржавое же­ лезо, что затем перекочевывает в Испанию или Индию на металлолом или догнивает у причалов Мурманска. Но вот что интересно. С началом перестройки как-то незаметно исчез из высту­ плений руководителей всех рангов основной по­ стулат жизни: чтобы хорошо жить, надо хорошо работать. Лишь трудом может быть создан тот об­ щественный продукт, который затем можно раз­ делить. Вспомните выступления перестроечных и постперестроечных политиков: «надо потер­ петь 2—3 года, а потом будет полегче». И вот уж второй десяток лет терпим, а лучше не становит­ ся. Потому что не терпеть и ждать надо, а упорно трудиться. А жизнь показала, что работать мы разучились, а может, просто не умели, как поло­ жено. Многие объясняют это тем, что не хотят ра­ ботать за мизерную зарплату. Но ведь зарплата- то выросла, а отношение к работе ухудшается из года в год. Не мы ли на всех углах твердили, что наши рыбаки самые трудолюбивые, рейсы у них самые длинные, а условия на судах — са­ мые тяжелые? Правда, я в это не верил, и были у меня на то веские доказательства. Вспоминаю, как до покупки специализированного гребеш- колова «Скаллопер» мы в 1989 году совместно с фарерцами осваивали квоту гребешка, ис­ пользуя их судно, где экипаж был сборный. Руко­ водители (капитан, стармех, мастер лова) — фа­ рерцы, остальные моряки — русские. Оплата труда там была значительно выше, чем на рос­ сийских судах. Однако наши моряки больше ме­ сяца не выдерживали, списывались в порт, так как темпы работы были заданы высокие, а тре­ бования — жесткие. И сразу выяснилось кто чего стоит. — А взгляните на наших командиров, особен­ но механиков, — восклицает Леванов. — Рань­ ше, когда я учился в мореходке, первая прак­ тика у механиков была слесарно-токарная, на судоверфи. И в будущем те, кто ее проходил, уверенно работали на станках, установленных на судах в море. Найдите сегодня молодого вы­ пускника механического факультета, который владеет навыками работы на токарных, сле­ сарных, фрезерных станках. Ручаюсь, что обы­ щетесь, но безрезультатно. И получается, что командир зависит от токаря-слесаря. И это — за­ кончив академию! Но ведь если мы воспитали специалиста, который может дать ЦУ, но не в со­ стоянии показать подчиненным, как «крутятся гайки», грош ему цена. Как правило, на судне, где ему доведется работать, запущены меха­ низмы, не соблюдаются графики профосмотров и проверок, нередко выходят из строя системы и агрегаты. И, как следствие — летят на ветер, то бишь на ремонт, огромные суммы. Вот и по­ лучается, что из-за неграмотной эксплуатации механизмов, безответственности, пьянки «Сев­ рыбхолодфлот» только в прошлом году потерял, по самым скромным подсчетам, около 3—4 мил­ лионов долларов. А ведь эта сумма могла в два раза увеличить зарплату всему плавсоставу. Не изжиты пока элементарное воровство и продажа судового имущества. И особенно то­ плива, так как нормы расхода его занижены, что позволяет создавать излишки и при очередном его приеме за границей выписывать фиктивные накладные и получать наличные доллары. Что­ бы пресечь это, мы вынуждены были послать в море специалистов, включая сотрудников академии, для обоснования научного подхода к нормам расхода топлива, а также обязали су­ довые комиссии осуществлять контроль за при­ емкой топлива. Ввели учет расхода судового снабжения, теперь все заносится в компьютеры и списание контролируется. Это дает возмож­ ность удерживать кое с кого деньги за перерас­ ход, ведь можно поймать вора за руку... Сегодня 90

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz