Георги, В. С. Рыбный Мурман в кавычках и без : документально-публицистические хроники Северного рыбопромыслового бассейна последней четверти XX века. В 2 т. Т. 2, ч. 4-7 / Виктор Георги. - Петрозаводск : Verso, 2016. – 476, [1] с. : ил.
Часть четвертая. За что боролись? зарплаты, в связи с необходимостью платить налоги и т. п. И вот рождаются разговоры, что приватизация ничего не дала, а только ухудшила ситуацию. Но ведь это не так! Частная собствен ность (подчеркиваю — частная!) всегда выступа ет более строгим экзаменатором нашей жизни. И если этот рычаг использовать как положено, эффект хозяйствования будет значительно выше, чем в былые не столь далекие времена комму нистического строительства. Но это — в теории. А на практике я в послед нее время мученически искал ответ на вопрос вопросов: почему моряки, став практически хо зяевами своего предприятия, столь варварски относятся к судам, на которых работают? И пре вращаются пароходы понемногу в ржавое же лезо, что затем перекочевывает в Испанию или Индию на металлолом или догнивает у причалов Мурманска. Но вот что интересно. С началом перестройки как-то незаметно исчез из высту плений руководителей всех рангов основной по стулат жизни: чтобы хорошо жить, надо хорошо работать. Лишь трудом может быть создан тот об щественный продукт, который затем можно раз делить. Вспомните выступления перестроечных и постперестроечных политиков: «надо потер петь 2—3 года, а потом будет полегче». И вот уж второй десяток лет терпим, а лучше не становит ся. Потому что не терпеть и ждать надо, а упорно трудиться. А жизнь показала, что работать мы разучились, а может, просто не умели, как поло жено. Многие объясняют это тем, что не хотят ра ботать за мизерную зарплату. Но ведь зарплата- то выросла, а отношение к работе ухудшается из года в год. Не мы ли на всех углах твердили, что наши рыбаки самые трудолюбивые, рейсы у них самые длинные, а условия на судах — са мые тяжелые? Правда, я в это не верил, и были у меня на то веские доказательства. Вспоминаю, как до покупки специализированного гребеш- колова «Скаллопер» мы в 1989 году совместно с фарерцами осваивали квоту гребешка, ис пользуя их судно, где экипаж был сборный. Руко водители (капитан, стармех, мастер лова) — фа рерцы, остальные моряки — русские. Оплата труда там была значительно выше, чем на рос сийских судах. Однако наши моряки больше ме сяца не выдерживали, списывались в порт, так как темпы работы были заданы высокие, а тре бования — жесткие. И сразу выяснилось кто чего стоит. — А взгляните на наших командиров, особен но механиков, — восклицает Леванов. — Рань ше, когда я учился в мореходке, первая прак тика у механиков была слесарно-токарная, на судоверфи. И в будущем те, кто ее проходил, уверенно работали на станках, установленных на судах в море. Найдите сегодня молодого вы пускника механического факультета, который владеет навыками работы на токарных, сле сарных, фрезерных станках. Ручаюсь, что обы щетесь, но безрезультатно. И получается, что командир зависит от токаря-слесаря. И это — за кончив академию! Но ведь если мы воспитали специалиста, который может дать ЦУ, но не в со стоянии показать подчиненным, как «крутятся гайки», грош ему цена. Как правило, на судне, где ему доведется работать, запущены меха низмы, не соблюдаются графики профосмотров и проверок, нередко выходят из строя системы и агрегаты. И, как следствие — летят на ветер, то бишь на ремонт, огромные суммы. Вот и по лучается, что из-за неграмотной эксплуатации механизмов, безответственности, пьянки «Сев рыбхолодфлот» только в прошлом году потерял, по самым скромным подсчетам, около 3—4 мил лионов долларов. А ведь эта сумма могла в два раза увеличить зарплату всему плавсоставу. Не изжиты пока элементарное воровство и продажа судового имущества. И особенно то плива, так как нормы расхода его занижены, что позволяет создавать излишки и при очередном его приеме за границей выписывать фиктивные накладные и получать наличные доллары. Что бы пресечь это, мы вынуждены были послать в море специалистов, включая сотрудников академии, для обоснования научного подхода к нормам расхода топлива, а также обязали су довые комиссии осуществлять контроль за при емкой топлива. Ввели учет расхода судового снабжения, теперь все заносится в компьютеры и списание контролируется. Это дает возмож ность удерживать кое с кого деньги за перерас ход, ведь можно поймать вора за руку... Сегодня 90
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz