Георги, В. С. Рыбный Мурман в кавычках и без : документально-публицистические хроники Северного рыбопромыслового бассейна последней четверти XX века. В 2 т. Т. 2, ч. 4-7 / Виктор Георги. - Петрозаводск : Verso, 2016. – 476, [1] с. : ил.

Часть четвертая. За что боролись? рублей, — пишет руководитель. — Шесть милли­ ардов, а флот — на грани катастрофы! И не по­ тому стоят транспорты, что никому в России не нужна рыба, а потому, что нет вагонов. Их нет потому, что «Севрыбсбыт» в долгу у желез­ нодорожников, и, хотя наш флот ему не должен, положение дел от этого не меняется. А стоят транспортные рефрижераторы давно: одни полтора-два, а некоторые и три месяца. За каж­ дый погонный метр причала, где стоит наше суд­ но, мы платим 205 рублей в сутки. Стоянка толь­ ко ТР «Ирбенский пролив» каждый день уносит из кошелька флота 850 тысяч рублей. Коллективу порта не легче: раз нет ваго­ нов — нет выгрузки, нет работы докерам, нет прибыли предприятию. А тут новая беда: «Водо­ канал» за долги отключил воду в порту. У меня плавбазы готовятся к выходу в рейс, для каждой надо три тысячи тонн воды, чтобы вымыть трю­ ма и танки. А воды нет. «Водоканал» требует пре­ доплату, а где взять деньги? Хотя в порту «стоят» наши миллиарды. Что из всего этого следует? Россия не по­ лучает мороженую рыбу — треску, скумбрию, сельдь, консервы, пресервы, рыбий жир и рыб- муку. Причем не надо забывать, что сроки хра­ нения мороженой продукции и пресервов огра­ ничены, а, стало быть, есть опасность перевода всей, с такими трудами добытой и обработанной рыбы, в кормовую продукцию. Это — огромные убытки. Да и не за тем люди в море ходят. Далее. Моряки месяцами не получают зарплату. Бед­ ствуют сами, бедствуют семьи. Нечем кормить детей. Не на что выехать в отпуск. Да и управлен­ цы последнюю зарплату видели в апреле. Далее. Флот не в состоянии платить не только зарплату, но и налоги и долги. А, следовательно, с каждым днем с «помощью» штрафных санкций и пеней сумма долга увеличивается. Не успел оплатить проценты за кредит, значит, сумма возрастает вдвое. И так далее, и все то же самое по пере­ числениям, скажем, в пенсионный фонд или в фонд занятости. Растут пени и — все сначала. Куда мы только не обращались: и в областную администрацию, и в Комитет по рыболовству, и к премьеру В. С. Черномырдину, и к самому Президенту! Объясняли им: без государственной поддержки рыбная отрасль существовать не мо­ жет. И в первую очередь необходимо остановить «чертово колесо» взаимных неплатежей. Резуль­ тата никакого. Возникает резонный вопрос: так, может, государству не нужна вообще рыбная от­ расль? Может, потому оно и глухо ко всем обра­ щениям рыбаков? Но россиянам-то рыба нуж­ на! Или идет все к тому, что будем закупать ее вместе со «Сникерсами» за рубежом?107 Надежды и ожидания С наступлением нового, 1995-го года «Сев­ рыбхолодфлот» отметил свое 30-летие. На юбилее флота вспоминали, конечно же, Г. М. Бородули­ на, который стал первым начальником предпри­ ятия, сумел создать из собранных со всех флотов судов новый, специализированный флот — реф­ рижераторный и приемотранспортный, спло­ тить разношерстный морской люд в прочный коллектив со своими привычками, традициями и укладом. Вспоминали М. И. Каргина, который закрепил начатое, под его руководством флот добился значительных успехов, стал гордиться своими прославленными капитанами, которые в море шли не за деньгами, а за славой. Причем не для себя — для «Севрыбхолодфлота». И вот по­ следнее десятилетие — перестройка. А потом — приватизация, обвальный рост цен, отказ госу­ дарства от финансирования рыбной отрасли, взаимные неплатежи, жуткие налоги, отказ до­ бывающих флотов от услуг «Севрыбхолодфлота»... Казалось бы, именно «Севхолод» должен был пасть первой жертвой перемен и нелепой нало­ говой системы. Должен был... Но он продолжает барахтаться, приобретает новые суда, избавля­ ется от старых. Ненужным балластом оказыва­ ются плавбазы, в том числе и тезка нашей га­ зеты — «Рыбный Мурман». С нее, можно сказать, и начинался «Севрыбхолодфлот». Жалко, обидно, но оставили тезку умирать на рейде порта Читта­ гонг, что в Бангладеш. А сам флот... — Альтернативы приватизации не было, если не считать выбора вариантов, — рассказывает заместитель генерального директора АО «Сев­ рыбхолодфлот» Ю. В. Домбровский. — Хотя со­ мнения были. Как и всякое серьезное дело, 84

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz