Георги, В. С. Рыбный Мурман в кавычках и без : документально-публицистические хроники Северного рыбопромыслового бассейна последней четверти XX века. В 2 т. Т. 2, ч. 4-7 / Виктор Георги. - Петрозаводск : Verso, 2016. – 476, [1] с. : ил.
Часть четвертая. За что боролись? рублей, — пишет руководитель. — Шесть милли ардов, а флот — на грани катастрофы! И не по тому стоят транспорты, что никому в России не нужна рыба, а потому, что нет вагонов. Их нет потому, что «Севрыбсбыт» в долгу у желез нодорожников, и, хотя наш флот ему не должен, положение дел от этого не меняется. А стоят транспортные рефрижераторы давно: одни полтора-два, а некоторые и три месяца. За каж дый погонный метр причала, где стоит наше суд но, мы платим 205 рублей в сутки. Стоянка толь ко ТР «Ирбенский пролив» каждый день уносит из кошелька флота 850 тысяч рублей. Коллективу порта не легче: раз нет ваго нов — нет выгрузки, нет работы докерам, нет прибыли предприятию. А тут новая беда: «Водо канал» за долги отключил воду в порту. У меня плавбазы готовятся к выходу в рейс, для каждой надо три тысячи тонн воды, чтобы вымыть трю ма и танки. А воды нет. «Водоканал» требует пре доплату, а где взять деньги? Хотя в порту «стоят» наши миллиарды. Что из всего этого следует? Россия не по лучает мороженую рыбу — треску, скумбрию, сельдь, консервы, пресервы, рыбий жир и рыб- муку. Причем не надо забывать, что сроки хра нения мороженой продукции и пресервов огра ничены, а, стало быть, есть опасность перевода всей, с такими трудами добытой и обработанной рыбы, в кормовую продукцию. Это — огромные убытки. Да и не за тем люди в море ходят. Далее. Моряки месяцами не получают зарплату. Бед ствуют сами, бедствуют семьи. Нечем кормить детей. Не на что выехать в отпуск. Да и управлен цы последнюю зарплату видели в апреле. Далее. Флот не в состоянии платить не только зарплату, но и налоги и долги. А, следовательно, с каждым днем с «помощью» штрафных санкций и пеней сумма долга увеличивается. Не успел оплатить проценты за кредит, значит, сумма возрастает вдвое. И так далее, и все то же самое по пере числениям, скажем, в пенсионный фонд или в фонд занятости. Растут пени и — все сначала. Куда мы только не обращались: и в областную администрацию, и в Комитет по рыболовству, и к премьеру В. С. Черномырдину, и к самому Президенту! Объясняли им: без государственной поддержки рыбная отрасль существовать не мо жет. И в первую очередь необходимо остановить «чертово колесо» взаимных неплатежей. Резуль тата никакого. Возникает резонный вопрос: так, может, государству не нужна вообще рыбная от расль? Может, потому оно и глухо ко всем обра щениям рыбаков? Но россиянам-то рыба нуж на! Или идет все к тому, что будем закупать ее вместе со «Сникерсами» за рубежом?107 Надежды и ожидания С наступлением нового, 1995-го года «Сев рыбхолодфлот» отметил свое 30-летие. На юбилее флота вспоминали, конечно же, Г. М. Бородули на, который стал первым начальником предпри ятия, сумел создать из собранных со всех флотов судов новый, специализированный флот — реф рижераторный и приемотранспортный, спло тить разношерстный морской люд в прочный коллектив со своими привычками, традициями и укладом. Вспоминали М. И. Каргина, который закрепил начатое, под его руководством флот добился значительных успехов, стал гордиться своими прославленными капитанами, которые в море шли не за деньгами, а за славой. Причем не для себя — для «Севрыбхолодфлота». И вот по следнее десятилетие — перестройка. А потом — приватизация, обвальный рост цен, отказ госу дарства от финансирования рыбной отрасли, взаимные неплатежи, жуткие налоги, отказ до бывающих флотов от услуг «Севрыбхолодфлота»... Казалось бы, именно «Севхолод» должен был пасть первой жертвой перемен и нелепой нало говой системы. Должен был... Но он продолжает барахтаться, приобретает новые суда, избавля ется от старых. Ненужным балластом оказыва ются плавбазы, в том числе и тезка нашей га зеты — «Рыбный Мурман». С нее, можно сказать, и начинался «Севрыбхолодфлот». Жалко, обидно, но оставили тезку умирать на рейде порта Читта гонг, что в Бангладеш. А сам флот... — Альтернативы приватизации не было, если не считать выбора вариантов, — рассказывает заместитель генерального директора АО «Сев рыбхолодфлот» Ю. В. Домбровский. — Хотя со мнения были. Как и всякое серьезное дело, 84
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz