Георги, В. С. Рыбный Мурман в кавычках и без : документально-публицистические хроники Северного рыбопромыслового бассейна последней четверти XX века. В 2 т. Т. 2, ч. 4-7 / Виктор Георги. - Петрозаводск : Verso, 2016. – 476, [1] с. : ил.

Глава 9. Четыре года приватизации («Севрыбхолодфлот») получить свою зарплату. Корабли ходят не по 30 и более лет, а по 20 лет — все, можно списывать. Потому как некому следить за механизмами, некому ремонтировать, да и не на что. То, что в связи с акционированием влились какие-то деньги на флот, конечно, хорошо. Но ведь можно было сделать проще и эффективней: предложи­ ли бы людям внести во флотскую кассу денеж­ ки, а потом начисляли бы им проценты. И я бы не в банк понес, где фиксированные ставки, а в кассу флота, и от каждой бы зарплаты отсте­ гивал. Я был бы заинтересован: чем богаче флот, тем больший процент я получу. И не надо ника­ ких бумаг, только проценты. Причем эти деньги я бы не смог забрать (акции что? — взял да про­ дал!), стало быть, я был бы заинтересован рабо­ тать в этом флоте, а флот не терял бы огромные средства, потраченные на подготовку специали­ стов, которые сейчас разбегаются. Сменился строй? Сменилась власть, пришли нечестные люди, они растаскивают наши богат­ ства. А кто честно работал — ну что ему смена власти? — он также честно и работает. Вот сей­ час очень трудно «Севрыбхолодфлоту». Но я от­ лично знаю Альберта Филипповича Леванова. Как производственнику ему нет равных на фло­ те. У него прекрасный помощник Евгений Бори­ сович Лишневский. Они могут многое сделать. И делают. Флот покупает суда, занимается про­ мыслом рыбы, приобретает магазины, ресто­ раны, чтобы поступали на флот дополнительные средства. Конечно, сейчас очень трудно, но ведь это временно. Люди-то остались теми же людь­ ми, я имею в виду тех, кто много лет отдал этому флоту, кто привык работать на совесть. Трудно было всегда. Но сейчас... Мы бьемся на про­ мысле за каждый сэкономленный час, а здесь, в порту, теряем по десять и более суток в ожи­ дании топлива. Великая проблема — снабжение спецодеждой. Нет у людей заинтересованности в том, чтобы сэкономить топливо или емкости трюмов, взять лишние тонны груза на палубу. Только и слышишь: «А мне за это не платят». Жи­ вут сегодняшним днем: сходил, урвал и — трава не расти. Горько видеть все это. Вот почему та­ кая в душе ностальгия по прошлому. Конечно, я никому не навязываю своих убеждений и не со­ бираюсь кого бы то ни было свергать. Я остаюсь тем, кем был всегда: честным, бескорыстным, с болью в душе за все, ныне происходящее.103 ...Перечитал сейчас монолог капитана Скач­ кова и подумал: а ведь прежде чем советский народ разделился по имущественному при­ знаку (бедный-богатый), нас с тобой, уважае­ мый читатель, разделили на чистых и нечистых, на честных и воров. Честными и чистыми стали бюджетники, от врачей-педагогов до чиновни- ков-налоговиков, а нечистыми и ворами — пред­ приниматели, все эти бизнесмены, которые не хотят жить на одну зарплату. Эти два класса пришли в общество на смену рабочим и слу­ жащим. Для интеллигенции, как всегда, места не нашлось. Но не в этом беда. Каждый честный человек, как капитан Скачков, находил свое ме­ сто в обществе сообразуясь со своей совестью. Беда в том, что каждый человек стал одинок, так как «товарищи по классу» друзьями-товарищами ему не были. Со временем свои табели о ран­ гах с аттестациями-переаттестациями придума­ ли чиновники, а предприниматели разделились на богатых людей и простых работяг. Конеч­ но же, эти два класса не были полными антаго­ нистами, своими верхушками, министрами-оли- гархами они смыкались, чтобы сообща находить пути дальнейшего правления в государстве. Или управления государством, что на Руси одно и тоже. Дай Бог, если со временем вместо чи­ стых и нечистых, бедных и богатых в нашей стра­ не люди станут объединяться по другому призна­ ку. Например, совестливые и бессовестные... Камо грядеши, флот? Вернемся к нашим баранам, как говорится ныне с легкого пера француза Рабле. То бишь к основной теме разговора — делам и заботам коллектива «Севрыбхолодфлота» и его генераль­ ного директора. В начале 1994 года экспертная комиссия, отправленная на флот министром фи­ нансов России Б. Федоровым, в состав которой вошли представители и Центрального налогово­ го управления, обнародовала результаты своей работы. О них читателям «Рыбного Мурмана» по­ ведал А. Ф. Леванов: 81

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz