Георги, В. С. Рыбный Мурман в кавычках и без : документально-публицистические хроники Северного рыбопромыслового бассейна последней четверти XX века. В 2 т. Т. 2, ч. 4-7 / Виктор Георги. - Петрозаводск : Verso, 2016. – 476, [1] с. : ил.
Часть четвертая. За что боролись? однобоко-упрощенная, не в пример позиции флотоводцев, которые оказались один на один с целым возом проблем. — Моряки уверяют, что в «Севрыбхолодфло- те» очень мало платят, в частности валюты, — констатирует-спрашивает А. Ф. Леванова журна листка Инна Березюк. — Так ведь нам никто ничего не дает, все, что заработаем, то и наше, — отвечает Альберт Фи липпович. — Мы уже уплатили полтора миллиар да рублей штрафа. Вот приплюсуйте эти деньги «обратно», насколько увеличился бы заработок людей! Тем не менее подписан приказ об увели чении зарплаты морякам в четыре раза по срав нению с той, что была на 1 января 1993 года. Бу дем увеличивать и валютные выплаты. Ну а если налоговая инспекция скажет, что обменные опе рации облагаются налогом так, как это сделано сейчас, то придется все базы ставить на прикол, а людей... — Расскажите о работе по рефлагированию судов. — Тут получилось так: кто успел, тот моло дец...100 О рефлагировании судов я задумался еще в 1991-м. Правда, многим эта мысль пока залась тогда верхом крамолы. Что происходило в нашей отрасли в те времена? Как только рух нуло Министерство рыбного хозяйства, а про изошло это сразу после путча, как только суда и флоты стали приватизироваться и исчезли государственные субсидии, сразу же встал во прос: а зачем нам ловить рыбу в Перу или Чили, если это нерентабельно? Поэтому резко начали сокращать районы промысла, суда стали пере базироваться в Мурманск. И мы стали перед дилеммой — куда девать наши транспорта? По ложение усугублялось тем, что у промысловиков тоже началось интенсивное списание судов, по тому что денег тогда ни у кого не было. После гайдаровской реформы рухнули все оборотные средства. Все как-то сразу и резко обнищали: ни в одном флоте не было денег ни на топливо, ни на снабжение, ни на зарплату. И родившая ся незадолго до этого на Дальнем Востоке идея создания международного ПУЛа — международ ной морской транспортной структуры — была в те времена просто спасительной. Тем более, что наши управленцы в плане международного бизнеса не были конкурентоспособными. Вообще сама идея создания ПУЛа появи лась именно на Дальнем Востоке. Из Владиво стока нам позвонили и предложили встретиться. Дескать, давайте организуемся, чтобы комплек сно создать какую-то структуру, которая, собрав по стране освободившийся тоннаж транспорт ного флота, использовала его на международ ных перевозках кур, мяса, масла, рыбы и так далее. Честно говоря, я поначалу особых на дежд в этом направлении не питал. Разные люди, разные подходы к делу, то да се... А по том пораскинул мозгами и понял, что, пожалуй, ввязаться есть смысл. Обстановка была такова: 1991 год, централизованные валютные дотации на расходы судов при работе за границей отме нены. Необходимо искать новый источник для покрытия дефицита валюты. Наши транспорта стоят в ожидании работы, поскольку промыс ловикам, ушедшим из дальних районов, они больше не нужны. Да и, честно говоря, наших моряков давно манил международный фрахто вый рынок. И вот эта идея реализовалась. Объ единились моряки «Востокрыбхолодфлота», реф рижераторщики из Севастополя, Калининграда, Клайпеды. Мы нашли иностранного партнера и в сентябре 1991 года заключили контракт, создав рефрижераторную группу транспортни ков, в которую входили свободные от советско го фрахта наши суда. Все же консолидация уси лий, когда в одном кулаке собираются почти сто судов, много значит. Потом, когда мы стали полноправными пар тнерами, то поняли, что идея консолидации де нежных средств хороша, прежде всего, тем, что она позволяет обновляться флоту: строить новые пароходы, покупать их. Но когда встал вопрос где и как взять кредит на покупку новых судов, то вы яснилось: наши банки и слышать об этом не хо тели, а из иностранных банков ни один не согла сился взять наши суда в залог под российским флагом. И понять их можно: при нашей хрони ческой нестабильности политического климата в стране неизвестно, что будет завтра — рас суждали банкиры из-за рубежа, — а вдруг закро ется граница, все национализируется, парохо 78
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz