Георги, В. С. Рыбный Мурман в кавычках и без : документально-публицистические хроники Северного рыбопромыслового бассейна последней четверти XX века. В 2 т. Т. 2, ч. 4-7 / Виктор Георги. - Петрозаводск : Verso, 2016. – 476, [1] с. : ил.

Часть четвертая. За что боролись? однобоко-упрощенная, не в пример позиции флотоводцев, которые оказались один на один с целым возом проблем. — Моряки уверяют, что в «Севрыбхолодфло- те» очень мало платят, в частности валюты, — констатирует-спрашивает А. Ф. Леванова журна­ листка Инна Березюк. — Так ведь нам никто ничего не дает, все, что заработаем, то и наше, — отвечает Альберт Фи­ липпович. — Мы уже уплатили полтора миллиар­ да рублей штрафа. Вот приплюсуйте эти деньги «обратно», насколько увеличился бы заработок людей! Тем не менее подписан приказ об увели­ чении зарплаты морякам в четыре раза по срав­ нению с той, что была на 1 января 1993 года. Бу­ дем увеличивать и валютные выплаты. Ну а если налоговая инспекция скажет, что обменные опе­ рации облагаются налогом так, как это сделано сейчас, то придется все базы ставить на прикол, а людей... — Расскажите о работе по рефлагированию судов. — Тут получилось так: кто успел, тот моло­ дец...100 О рефлагировании судов я задумался еще в 1991-м. Правда, многим эта мысль пока­ залась тогда верхом крамолы. Что происходило в нашей отрасли в те времена? Как только рух­ нуло Министерство рыбного хозяйства, а про­ изошло это сразу после путча, как только суда и флоты стали приватизироваться и исчезли государственные субсидии, сразу же встал во­ прос: а зачем нам ловить рыбу в Перу или Чили, если это нерентабельно? Поэтому резко начали сокращать районы промысла, суда стали пере­ базироваться в Мурманск. И мы стали перед дилеммой — куда девать наши транспорта? По­ ложение усугублялось тем, что у промысловиков тоже началось интенсивное списание судов, по­ тому что денег тогда ни у кого не было. После гайдаровской реформы рухнули все оборотные средства. Все как-то сразу и резко обнищали: ни в одном флоте не было денег ни на топливо, ни на снабжение, ни на зарплату. И родившая­ ся незадолго до этого на Дальнем Востоке идея создания международного ПУЛа — международ­ ной морской транспортной структуры — была в те времена просто спасительной. Тем более, что наши управленцы в плане международного бизнеса не были конкурентоспособными. Вообще сама идея создания ПУЛа появи­ лась именно на Дальнем Востоке. Из Владиво­ стока нам позвонили и предложили встретиться. Дескать, давайте организуемся, чтобы комплек­ сно создать какую-то структуру, которая, собрав по стране освободившийся тоннаж транспорт­ ного флота, использовала его на международ­ ных перевозках кур, мяса, масла, рыбы и так далее. Честно говоря, я поначалу особых на­ дежд в этом направлении не питал. Разные люди, разные подходы к делу, то да се... А по­ том пораскинул мозгами и понял, что, пожалуй, ввязаться есть смысл. Обстановка была такова: 1991 год, централизованные валютные дотации на расходы судов при работе за границей отме­ нены. Необходимо искать новый источник для покрытия дефицита валюты. Наши транспорта стоят в ожидании работы, поскольку промыс­ ловикам, ушедшим из дальних районов, они больше не нужны. Да и, честно говоря, наших моряков давно манил международный фрахто­ вый рынок. И вот эта идея реализовалась. Объ­ единились моряки «Востокрыбхолодфлота», реф­ рижераторщики из Севастополя, Калининграда, Клайпеды. Мы нашли иностранного партнера и в сентябре 1991 года заключили контракт, создав рефрижераторную группу транспортни­ ков, в которую входили свободные от советско­ го фрахта наши суда. Все же консолидация уси­ лий, когда в одном кулаке собираются почти сто судов, много значит. Потом, когда мы стали полноправными пар­ тнерами, то поняли, что идея консолидации де­ нежных средств хороша, прежде всего, тем, что она позволяет обновляться флоту: строить новые пароходы, покупать их. Но когда встал вопрос где и как взять кредит на покупку новых судов, то вы­ яснилось: наши банки и слышать об этом не хо­ тели, а из иностранных банков ни один не согла­ сился взять наши суда в залог под российским флагом. И понять их можно: при нашей хрони­ ческой нестабильности политического климата в стране неизвестно, что будет завтра — рас­ суждали банкиры из-за рубежа, — а вдруг закро­ ется граница, все национализируется, парохо­ 78

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz