Георги, В. С. Рыбный Мурман в кавычках и без : документально-публицистические хроники Северного рыбопромыслового бассейна последней четверти XX века. В 2 т. Т. 2, ч. 4-7 / Виктор Георги. - Петрозаводск : Verso, 2016. – 476, [1] с. : ил.

Часть четвертая. За что боролись? Чтобы ответить на этот вопрос, надо вернуться на год назад и вспомнить о мучительном (мучи­ тельном ли?) выборе варианта акционирования, о чем нам уже поведал на страницах этой книги бывший коммерческий директор рыбокомбина­ та Ю. В. Мананков. Недоверие к своему руководству зародилось у коллектива еще в самом начале, когда было решено акционироваться всем комбинатом в целом, причем по второму варианту. Но гене­ ральный переубедил директоров входящих в ком­ бинат предприятий и «повернул» трудовой коллек­ тив к тому, что комбинат раскололся, а «Полярис» и еще два завода приватизировались по перво­ му варианту. Напомню, что в соответствии с рос­ сийской моделью акционирования существовало несколько вариантов приватизации. Согласно первому трудовому коллективу безвозмездно пе­ редавались 25% привилегированных акций пред­ приятия. Коллектив также имел возможность приобрести на льготных условиях 10% обык­ новенных акций. Администрация имела право на безвозмездное приобретение 5% обыкновен­ ных акций, 29% продавалось на ваучерных тор­ гах, а оставшиеся 31% — на денежных аукционах и инвестиционных конкурсах. То есть работники предприятия не имели основного пакета акций. По второму варианту приватизации преимуще­ ственное положение имел именно трудовой кол­ лектив, которому на льготных условиях продавал­ ся 51% обыкновенных акций. У коллектива «Поляриса», то есть у присут­ ствовавших на собрании работников, было около 1600 акций, всего же «голосов» на собра­ нии— 4721. Стало быть, на тот момент свыше трех тысяч акций-голосов находились у област­ ного фонда имущества. Он и заказывал музыку, так и не продав ни одной акции АО на аукционе. Почему? Можно только догадываться об истин­ ной причине, хотя официальных отговорок было множество. В результате отчетно-выборное со­ брание состоялось так, как хотели держатели основного портфеля акций. А сомнения при­ шедших на собрание людей никто не развеял, их вопросы повисли в воздухе, отравляя и без того удушливую атмосферу, царившую в нашем обществе в середине 1990-х годов. У последней черты Говоря о делах и заботах моряков АО «Мур- манрыбпром», мы уже рассказывали о ка­ питане В. П. Буртовом, который взял у флота в аренду казалось бы совершенно «невыгод­ ные» крупнотоннажные траулеры. И у него они заработали великолепно, выпуская в том числе и высококачественный фарш для АО «Проте­ и н »— бывшего белкового завода рыбокомби­ ната. «Протеин» был учредителем рыболовец­ кой фирмы «Прометей», которой руководил Буртовой, а «Прометей», в свою очередь,— ак­ ционером «Протеина». И если у рыбаков все задумки более-менее осуществлялись, то вот у рыбообработчиков дела шли все хуже и хуже. Наконец, на собрании акционеров завода было предложено занять кресло генерального дирек­ тора В. П. Буртовому. И тот пошел на столь ри­ скованный шаг. Какое же «наследство» приобрел промыс­ ловый капитан? Долг по зарплате «Протеина» перевалил за 141 миллион рублей, в бюджет — 26 миллионов, в пенсионный фонд — 90. Задол­ жал коллектив и поставщикам. Всего — свыше 866 миллионов рублей. Простаивало прекрас­ ное оборудование, а работницы буквально теря­ ли сознание от голода — не на что было купить даже хлеба. Первое, что сделал новый дирек­ тор, — по бартеру в обход инструкций приобрел картошку и сливочное масло и выдал этими продуктами часть зарплаты коллективу. Зара­ ботал пустовавший колбасный цех, набирали обороты участки по выпуску майонеза «Север», крабовых палочек, соленой и слабосоленой рыбы...83 Наверное, далеко не все удалось сде­ лать Буртовому для стабильной работы завода. Или изменились не зависящие ни от желания отдельного человека, ни от мнения коллектива обстоятельства, но через некоторое время руко­ водил АО «Протеин» уже другой человек — Алек­ сандр Нечаев. И с 1995 года средства массовой информации стали наперебой рекламировать продукцию завода: бульонные кубики, любовь к которым рождалась «с первой ложки»; майо­ нез «Север», который качественнее и вкуснее бельгийских и норвежских майонезов; ну а кра­ 68

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz