Георги, В. С. Рыбный Мурман в кавычках и без : документально-публицистические хроники Северного рыбопромыслового бассейна последней четверти XX века. В 2 т. Т. 2, ч. 4-7 / Виктор Георги. - Петрозаводск : Verso, 2016. – 476, [1] с. : ил.
Часть четвертая. За что боролись? Чтобы ответить на этот вопрос, надо вернуться на год назад и вспомнить о мучительном (мучи тельном ли?) выборе варианта акционирования, о чем нам уже поведал на страницах этой книги бывший коммерческий директор рыбокомбина та Ю. В. Мананков. Недоверие к своему руководству зародилось у коллектива еще в самом начале, когда было решено акционироваться всем комбинатом в целом, причем по второму варианту. Но гене ральный переубедил директоров входящих в ком бинат предприятий и «повернул» трудовой коллек тив к тому, что комбинат раскололся, а «Полярис» и еще два завода приватизировались по перво му варианту. Напомню, что в соответствии с рос сийской моделью акционирования существовало несколько вариантов приватизации. Согласно первому трудовому коллективу безвозмездно пе редавались 25% привилегированных акций пред приятия. Коллектив также имел возможность приобрести на льготных условиях 10% обык новенных акций. Администрация имела право на безвозмездное приобретение 5% обыкновен ных акций, 29% продавалось на ваучерных тор гах, а оставшиеся 31% — на денежных аукционах и инвестиционных конкурсах. То есть работники предприятия не имели основного пакета акций. По второму варианту приватизации преимуще ственное положение имел именно трудовой кол лектив, которому на льготных условиях продавал ся 51% обыкновенных акций. У коллектива «Поляриса», то есть у присут ствовавших на собрании работников, было около 1600 акций, всего же «голосов» на собра нии— 4721. Стало быть, на тот момент свыше трех тысяч акций-голосов находились у област ного фонда имущества. Он и заказывал музыку, так и не продав ни одной акции АО на аукционе. Почему? Можно только догадываться об истин ной причине, хотя официальных отговорок было множество. В результате отчетно-выборное со брание состоялось так, как хотели держатели основного портфеля акций. А сомнения при шедших на собрание людей никто не развеял, их вопросы повисли в воздухе, отравляя и без того удушливую атмосферу, царившую в нашем обществе в середине 1990-х годов. У последней черты Говоря о делах и заботах моряков АО «Мур- манрыбпром», мы уже рассказывали о ка питане В. П. Буртовом, который взял у флота в аренду казалось бы совершенно «невыгод ные» крупнотоннажные траулеры. И у него они заработали великолепно, выпуская в том числе и высококачественный фарш для АО «Проте и н »— бывшего белкового завода рыбокомби ната. «Протеин» был учредителем рыболовец кой фирмы «Прометей», которой руководил Буртовой, а «Прометей», в свою очередь,— ак ционером «Протеина». И если у рыбаков все задумки более-менее осуществлялись, то вот у рыбообработчиков дела шли все хуже и хуже. Наконец, на собрании акционеров завода было предложено занять кресло генерального дирек тора В. П. Буртовому. И тот пошел на столь ри скованный шаг. Какое же «наследство» приобрел промыс ловый капитан? Долг по зарплате «Протеина» перевалил за 141 миллион рублей, в бюджет — 26 миллионов, в пенсионный фонд — 90. Задол жал коллектив и поставщикам. Всего — свыше 866 миллионов рублей. Простаивало прекрас ное оборудование, а работницы буквально теря ли сознание от голода — не на что было купить даже хлеба. Первое, что сделал новый дирек тор, — по бартеру в обход инструкций приобрел картошку и сливочное масло и выдал этими продуктами часть зарплаты коллективу. Зара ботал пустовавший колбасный цех, набирали обороты участки по выпуску майонеза «Север», крабовых палочек, соленой и слабосоленой рыбы...83 Наверное, далеко не все удалось сде лать Буртовому для стабильной работы завода. Или изменились не зависящие ни от желания отдельного человека, ни от мнения коллектива обстоятельства, но через некоторое время руко водил АО «Протеин» уже другой человек — Алек сандр Нечаев. И с 1995 года средства массовой информации стали наперебой рекламировать продукцию завода: бульонные кубики, любовь к которым рождалась «с первой ложки»; майо нез «Север», который качественнее и вкуснее бельгийских и норвежских майонезов; ну а кра 68
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz