Георги, В. С. Рыбный Мурман в кавычках и без : документально-публицистические хроники Северного рыбопромыслового бассейна последней четверти XX века. В 2 т. Т. 2, ч. 4-7 / Виктор Георги. - Петрозаводск : Verso, 2016. – 476, [1] с. : ил.

Часть четвертая. За что боролись? пять пионерских лагерей, 60 тысяч квадратных метров жилья... Два года, пока передавали все это в другие руки, вся прибыль верфи уходила на поддержание этих объектов соцкультбыта. Стало быть, не могли повысить зарплату, а по­ рой вообще нечем было платить. Лучшие спе­ циалисты уходили. Не могли и выпускать про­ дукцию в былых объемах. Впрочем, эти объемы были уже не нужны. Возьмем огромный слесар- но-механический цех, созданный для того, что­ бы там станочники работали в три смены. Или машиностроительный цех с более чем сотней новых станков с ЧПУ. В 1995-м году каждый та­ кой станок стоил около 100 миллионов рублей, на нем ничего не производили, а лишь платили налог на имущество. Что делать? Продавать эти основные фонды предприятия, которые при ак­ ционировании судоверфи стоили 90 миллионов рублей, а после переоценки — сотни миллиар­ дов. Но продать можно лишь с разрешения хозя­ ина. А где он, этот хозяин, ау... — Будь я хозяином,— заявляет Храпов,— то продал бы две трети основных фондов, чтобы на оставшейся собственности работать эффек­ тивно. Очень важно было бы провести вторую эмиссию акций. Естественно, при этом произой­ дет перераспределение долей капитала между акционерами. Но те, у кого основной пакет акций, не заинтересованы в этом... Арестован счет — мы должники. Государство имеет право наложить арест на имущество. А что дальше? Кто будет вкладывать деньги в это имущество? Оста­ вили бы мне сейчас одни налоги — одно дело. Но когда пени и штрафы растут с каждым днем, невольно приходишь к мысли: зачем гасить эти долги, все равно никаких денег не хватит полно­ стью разделаться с ними... Несмотря на все это, мы знаем пути выживания.79 Или Владимир Евгеньевич действитель­ но был таким оптимистом, или, подготавливая материал к печати, журналист Инна Березюк для логического завершения публикации по­ ставила столь оптимистичную точку — не знаю наверняка. Да и в делах судоремонта нельзя быть уверенным на сто процентов. С одной сто­ роны — моряки в рейсе «на ушах стоят», доделы­ вая или переделывая то, что сотворили судоре­ монтники. С другой стороны, не судоремонтники в том виноваты. Это родной для моряков флот решил обойтись, что называется, малой кро­ вью, и вместо замены всех гнилых труб решил заменить лишь кусочек, вместо четырехслой­ ной покраски заказал красить всего два раза, вместо дорогостоящей оцинкованной трубы по­ ставил в сансистеме черную стальную... По тех­ нологиям, по производственным мощностям, по умению качественно делать любой ремонт судна конкурентов у судоверфи не было. Но зато на рынке судоремонта действовала жесточай­ шая конкуренция: около двухсот мурманских фирм, мастерских, заводов предлагали заказ­ чику сделать ремонт и быстрее, и дешевле. Хотя потом заказчик плачет и бежит на судоверфь с просьбой доделать начатое другими. Или ма­ шет на все рукой, думая, что раз Регистру судно предъявили, то ничего страшного, в море моря­ ки сами разберутся, а денежки сэкономили. Можно ли на примере судоверфи найти объ­ яснение всему случившемуся? Мы говорили о переоценке основных фондов предприятия, о том, что с суммы в 800 миллиардов рублей теперь платятся налоги, начисляется амортиза­ ция. Очевидно боясь, что иностранцы на корню скупят все предприятия России, правительство стало ежегодно вводить коэффициент удорожа­ ния основных фондов. Разумеется, увеличилась стоимость ремонта судна. Тем самым услуги су­ доверфи становятся неконкурентоспособными... — Начало печальной эпопеи положила неле­ пая организация самой приватизации, — пишет Инна Березюк. — Дали возможность банку «Ев­ рокосмос» купить 46 процентов акций судовер­ фи, но не ограничили никакими законами воз­ можные последствия этой покупки. Казалось бы, банк-собственник обязан заботиться о своем владении, вкладывать денежки в его расцвет. И держать ответ перед государством, если там что-то не так. Ничуть не бывало: банк растаял в неизвестности, словно бы его и не было, а от­ вет перед арбитражным судом за состояние, близкое к банкротству, держит сама судоверфь. Вернемся к удорожанию основных фондов. Все мы знаем, что объемы судоремонта упали. Например, в былые годы краны на судоверфи 64

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz