Георги, В. С. Рыбный Мурман в кавычках и без : документально-публицистические хроники Северного рыбопромыслового бассейна последней четверти XX века. В 2 т. Т. 2, ч. 4-7 / Виктор Георги. - Петрозаводск : Verso, 2016. – 476, [1] с. : ил.
Часть четвертая. За что боролись? пять пионерских лагерей, 60 тысяч квадратных метров жилья... Два года, пока передавали все это в другие руки, вся прибыль верфи уходила на поддержание этих объектов соцкультбыта. Стало быть, не могли повысить зарплату, а по рой вообще нечем было платить. Лучшие спе циалисты уходили. Не могли и выпускать про дукцию в былых объемах. Впрочем, эти объемы были уже не нужны. Возьмем огромный слесар- но-механический цех, созданный для того, что бы там станочники работали в три смены. Или машиностроительный цех с более чем сотней новых станков с ЧПУ. В 1995-м году каждый та кой станок стоил около 100 миллионов рублей, на нем ничего не производили, а лишь платили налог на имущество. Что делать? Продавать эти основные фонды предприятия, которые при ак ционировании судоверфи стоили 90 миллионов рублей, а после переоценки — сотни миллиар дов. Но продать можно лишь с разрешения хозя ина. А где он, этот хозяин, ау... — Будь я хозяином,— заявляет Храпов,— то продал бы две трети основных фондов, чтобы на оставшейся собственности работать эффек тивно. Очень важно было бы провести вторую эмиссию акций. Естественно, при этом произой дет перераспределение долей капитала между акционерами. Но те, у кого основной пакет акций, не заинтересованы в этом... Арестован счет — мы должники. Государство имеет право наложить арест на имущество. А что дальше? Кто будет вкладывать деньги в это имущество? Оста вили бы мне сейчас одни налоги — одно дело. Но когда пени и штрафы растут с каждым днем, невольно приходишь к мысли: зачем гасить эти долги, все равно никаких денег не хватит полно стью разделаться с ними... Несмотря на все это, мы знаем пути выживания.79 Или Владимир Евгеньевич действитель но был таким оптимистом, или, подготавливая материал к печати, журналист Инна Березюк для логического завершения публикации по ставила столь оптимистичную точку — не знаю наверняка. Да и в делах судоремонта нельзя быть уверенным на сто процентов. С одной сто роны — моряки в рейсе «на ушах стоят», доделы вая или переделывая то, что сотворили судоре монтники. С другой стороны, не судоремонтники в том виноваты. Это родной для моряков флот решил обойтись, что называется, малой кро вью, и вместо замены всех гнилых труб решил заменить лишь кусочек, вместо четырехслой ной покраски заказал красить всего два раза, вместо дорогостоящей оцинкованной трубы по ставил в сансистеме черную стальную... По тех нологиям, по производственным мощностям, по умению качественно делать любой ремонт судна конкурентов у судоверфи не было. Но зато на рынке судоремонта действовала жесточай шая конкуренция: около двухсот мурманских фирм, мастерских, заводов предлагали заказ чику сделать ремонт и быстрее, и дешевле. Хотя потом заказчик плачет и бежит на судоверфь с просьбой доделать начатое другими. Или ма шет на все рукой, думая, что раз Регистру судно предъявили, то ничего страшного, в море моря ки сами разберутся, а денежки сэкономили. Можно ли на примере судоверфи найти объ яснение всему случившемуся? Мы говорили о переоценке основных фондов предприятия, о том, что с суммы в 800 миллиардов рублей теперь платятся налоги, начисляется амортиза ция. Очевидно боясь, что иностранцы на корню скупят все предприятия России, правительство стало ежегодно вводить коэффициент удорожа ния основных фондов. Разумеется, увеличилась стоимость ремонта судна. Тем самым услуги су доверфи становятся неконкурентоспособными... — Начало печальной эпопеи положила неле пая организация самой приватизации, — пишет Инна Березюк. — Дали возможность банку «Ев рокосмос» купить 46 процентов акций судовер фи, но не ограничили никакими законами воз можные последствия этой покупки. Казалось бы, банк-собственник обязан заботиться о своем владении, вкладывать денежки в его расцвет. И держать ответ перед государством, если там что-то не так. Ничуть не бывало: банк растаял в неизвестности, словно бы его и не было, а от вет перед арбитражным судом за состояние, близкое к банкротству, держит сама судоверфь. Вернемся к удорожанию основных фондов. Все мы знаем, что объемы судоремонта упали. Например, в былые годы краны на судоверфи 64
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz