Георги, В. С. Рыбный Мурман в кавычках и без : документально-публицистические хроники Северного рыбопромыслового бассейна последней четверти XX века. В 2 т. Т. 2, ч. 4-7 / Виктор Георги. - Петрозаводск : Verso, 2016. – 476, [1] с. : ил.
Часть четвертая. За что боролись? не хочу выигрыша. Судоверфь заинтересована в выживании всех наших флотов, тогда у нас бу дет стопроцентная уверенность в нашей нужно сти, в нашей загрузке...72 Да, с последним календарным листком уходящего года не рассеиваются сами по себе прошлые проблемы. Нечеткость партнерских взаимоотношений являлась поистине бичом всех предприятий как в 1993-м, так и в 1994-м году. Основное время руководителей уходило не на проработку перспектив, а на латание дыр, на обзванивание должников и ответы на настой чивые звонки кредиторов. Каждый выцарапы вался сам, как умел. Хитрый и наглый — за счет другого, не столь «продвинутого» в этом деле пар тнера. Время приучало жить одним днем, блефо вать и «надувать щеки» — а как еще прикажете понимать, если тралфлот гордился достигнутой прибылью и при этом забывал о долге перед су доверфью в полтора миллиарда рублей? Но это еще полбеды, если бы просматрива лись перспективы. Но их для судоремонтников не было. Возьмем отвлеченный пример. До пустим, работает группа промысловых судов у берегов Африки. Работает не первый год, пре имущественно на месте реализует выловленную рыбу, получает за нее валюту, закупает продуты, производит ремонт, размещает заказы. И тем самым флот помогает развитию той страны, где ведет промысел. Там расширяется береговая техническая база, оживляется бизнес. Да что говорить об Африке, если под боком Норвегия! Именно туда устремились мурманские, архан гельские и карельские флоты. И некогда скром ная норвежская судоремонтная фирма «Кимек» стала расти как на дрожжах на российских за казах. А верфи Мурманска, Архангельска, Бело морска хирели, свертывались до необратимо сти. Почти наполовину, на 2,5 тысячи человек сократился коллектив АО «Мурманская судо верфь» за три последние года. Стали передис лоцировать подразделения по цехам, занялись переформированиями бригад, чтобы хоть как-то сэкономить на тепле, электроэнергии.73О какой- то ощутимой модернизации предприятия забы ли — не до жиру... Ох как не легко было в те дни Владимиру Храпову — молодому, амбициозному, энергичному и, будь советская власть, очень перспективному руководителю. Едва сдержива емая обида сквозит через все его выступление к 70-летнему юбилею родного предприятия: — На протяжении пяти последних лет я за давал судовладельцам один и тот же вопрос: «Нужна ли вам судоверфь?» и получал всегда однозначный положительный ответ: «Мурман ская судоверфь» нужна, и мы бы хотели, чтобы она сохранилась». Но в связи с тем, что все сей час разъединились, каждый старается думать в первую очередь о своем коллективе, о своих людях, естественно, отношение к нам со сторо ны судовладельцев изменилось, и сегодня мы находимся в ситуации самовыживания. Ни кто никому не может приказать заплатить нам за выполненную работу или купить какое-то обо рудование. И мы продолжаем работать в кар динально изменившихся условиях, хотя таким большим и сложным предприятием управлять в сегодняшней ситуации очень трудно. Говоря о том предприятии, которое было создано и ко торому исполнилось 70 лет, я могу сказать, что в нынешних условиях такое объединение нам не нужно. Да и рыбакам тоже. Крупнотоннаж ный флот списывается, приоритетным становит ся среднетоннажный. И, как следствие, наши огромные мощности загружены практически на 30—50 процентов, а то и на 10... Главное, конечно, люди. Это золотой фонд «Мурманской судоверфи». Остаются на предприятии истинные патриоты. И думаю, что с ними мы сделаем все для того, чтобы предприятие ни в коем случае не дошло до банкротства и не закрылось. Я все- таки надеюсь, что светлое время впереди.74 А что еще прикажете сказать руководителю на юбилее родного предприятия? Государство плодит воров Зная о проблемах судоверфи, «Рыбный Мур- ман» не ограничился юбилейно-застольными выступлениями, а осенью 1994 года отправил своего корреспондента Владимира Студен- ца «в народ», решив предоставить слово руко водителям так называемого среднего звена, рассказать читателю о положении дел в цехах 60
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz