Георги, В. С. Рыбный Мурман в кавычках и без : документально-публицистические хроники Северного рыбопромыслового бассейна последней четверти XX века. В 2 т. Т. 2, ч. 4-7 / Виктор Георги. - Петрозаводск : Verso, 2016. – 476, [1] с. : ил.
Глава 7. Была, есть и будет? (судоверфь) кой флот не собирается сворачиваться, так что с работой мы будем. Но надо четко рассчитать, в какой степени потребен флотам наш основ ной профиль производства. С дополнительным, остаточным принципом мы сегодня не можем мириться. Надо развивать мини-производства по электрорадиочасти, ковке металла, дерево обработке, пластмассам, электродам — у нас очень богатый набор. Мы ищем свободные ниши. Опробываем производство фильтров, вытяжной вентиляции, можем выпускать кон тейнеры для «Севморпути» и железной дороги. Если же флоты бассейна сочтут ненужным су ществование такого мощного судоремонтного производства, то мы должны и можем затратить средства, силы, трудовые ресурсы на полное перепрофилирование. Но это очень важный шаг, не в одиночку и не сгоряча он принимает ся. Тем более что затрагивается интерес тысяч людей, бассейна, отрасли. Надеюсь, что колле ги-руководители, переживая аналогичные пре вратности времени, не позволяют себе тонуть в сиюминутных проблемах выживания, а нахо дят время думать о перспективе, и мы поможем друг другу в определении стратегии будущего своих предприятий. Этот наивный расчет Вадимира Евгенье вича на помощь флотоводцев, конечно же, не оправдался. И все последующие выступле ния руководителя судоверфи на страницах «Рыб ного Мурмана» уже не отличались оптимизмом. А в конце 1993-го Храпов пошел на отчаянный шаг, решив с 1 по 18 января нового года оста новить производство на судоверфи. На мой взгляд, это прежде всего был демарш, так ска зать, пропагандистский ход. О необходимости остановки предприятия было объявлено на со вете директоров «Севрыбы», объявлено заранее, чтобы успеть протрубить об этом во всех сред ствах массовой информации, чтобы выяснить, в конце концов, остались ли у флотов-партнеров хоть воспоминания о чувстве товарищества, хоть остатки столь редкого в условиях рынка анахронизма, как совесть. Конечно, судоверфь могла еще сколько-то тянуть, не останавливать работы. Год заканчивался не так уж плохо: от ремонтировали 190 судов, из них 170 доковых. В. Е. Храпов Но фактически отремонтировали их в кредит, по лучив лишь заверения о скором расчете. В ре зультате ни один флот не остался без прибыли, а судоремонтники остались... с носом. И, придя на работу, рисковали обнаружить, что предпри ятие «отрезано» за долги от света, тепла, связи. Потому что судовладельцы должны были верфи 3,5 миллиарда рублей, а сама верфь задолжала рыбному порту за тепло, «Колэнерго» и «Россвя- зи» — и сидела «на картотеке», не выплачивая зарплату работникам, отпускные — отпускникам, расчетные деньги— уволенным. Снежный ком долгов, штрафных сумм и банковских процентов катился и рос на глазах. — Если разговоры руководителей флотов о собственных трудностях не блеф, то долж ны же мы остановиться и услышать друг друга и заставить услышать нас правительство стра ны, — взывает В. Е. Храпов. — Сегодняшнее решение об остановке судоверфи — отчаянная попытка довести до их сознания всю драматич ность ситуации на предприятии, вызвать на кон структивный разговор и совместное решение задач, если мы все заинтересованы в сохра нении рыбалки на Севере. Да, мы могли бы арестовать отремонтированные суда, не выда вать документацию. А последние месяцы в до говорах по судоремонту указываем конкретные сроки оплаты, после которых начисляются штра фы, и можем взыскать средства в судебном по рядке. Но не встанет ли из-за этого конкретный флот у причалов? Ценой «крови» партнера я 59
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz