Георги, В. С. Рыбный Мурман в кавычках и без : документально-публицистические хроники Северного рыбопромыслового бассейна последней четверти XX века. В 2 т. Т. 2, ч. 4-7 / Виктор Георги. - Петрозаводск : Verso, 2016. – 476, [1] с. : ил.
Часть четвертая. За что боролись? стоял перед необходимостью решать, считать, проявлять инициативу в поиске заказов, зара ботка и — в тратах. А не просто чуть что — кивать на головное, на генерального, которые «плохо руководят». — Самостоятельность — не просто юриди ческое понятие, а иное экономическое ми ровоззрение,— убеждает читателя «Рыбного Мурмана» В. Е. Храпов. — Ведь руководители подразделений умели и прежде дельно мыслить, но у них не было главного — финансовой власти. Теперь есть возможность, но не всегда хватает умения. Учимся. Я убеждаю начальников цехов, как и молодых руководителей фирм и малых предприятий, чтобы все выкладки технико-эко номических обоснований пропускались через мозг и сердце, чтобы каждый наглядно видел смысл расчетов, мог влиять на механизм полу чения нужного эффекта. Иначе он так и не со стоится как директор. Очень быстро выявились самые энергичные из среднего руководящего звена — мастера, бригадиры, руководители под разделений. Ремесло в руках и определенный организационный опыт уже были, и они с жела нием учились новому... Абсолютно все нам не разделить, заборов никто городить не собирается. Я вижу судоверфь комплексом: есть неделимые фонды, энергообе спечение, причалы, то есть подразделения с чет ко выраженным профилем работ, известной долей самостоятельности. Пусть для начала ос ваивают право самостоятельных сделок по до веренности директора, учатся искать, а не про сить. То есть сложится акционерное общество с дочерними предприятиями, цеха могут иметь свои акционерные компании... Но это уже сле дующий этап. Пока люди должны увидеть, пощу пать результат работы на себя. Я выступаю сто ронником сочетания всех форм собственности. Если малые фирмы будут самостоятельно искать пути окупаемости, то я, как генеральный дирек тор, больше сил смогу направить на основное производство, на стратегию...71 Очень скоро менторские нотки переста нут доминировать в храповских рассуждениях. Самоуверенность мнимого монополиста под косят многочисленные дочерние предприятия, которые действительно создадут немалую кон куренцию своей матке-судоверфи. Хотя основ ного конкурента в лице западных судоремонт ных фирм пока никто всерьез не рассматривал. Да, у судоверфи в 1993-м году было «все, как у людей». 75 процентов прибыли «съедала» сфе ра соцкультбыта, прежде всего ветхое жилье. Отказались от двух ведомственных детсадов, на очереди стояли санаторий-профилакторий, турбаза с яхт-клубом, детская юношеская спор тивная школа... Стопорили дело взаимные не платежи и с флотами, и с бывшими заводами- филиалами. Став юридическими лицами, эти заводы под личную ответственность Храпова еще 8 месяцев продолжали получать зарплату от головного предприятия. Генеральный хотел предоставить коллективам некий адаптацион ный период, а в результате получил еще одну головную боль: заводы не считали нужным сво евременно расплачиваться со своим бывшим головным предприятием за пользование букси рами, кранами, услугами литейного, кузнечного и других «общих» цехов. С флотами та же карти на: стали передавать флотоводцам отремонтиро ванные суда «в долг». Думалось, что чем скорее рыбаки нарастят прибыль, тем оперативнее оплатят выставленные за ремонт счета. Но не тут-то было! Относясь к верфи как к вспомога тельному производству, флоты не спешили воз вращать долги. А если кредитор «взбрыкивал», шел на принцип и не ставил в ремонт очередное судно, то флотоводцы искали более уступчивых партнеров, например, на военных заводах. Как говорится, прости-прощай, ухожу и оставляю- прощаю все свои долги! — Решительно не согласен с мнением, что у судоверфи нет будущего, — пишет В. Е. Хра пов. — Многие предприниматели сейчас изы скивают капитал для развертывания произ водства. У нас же прекрасно организованное доковое хозяйство — одно из лучших по стра не. Есть крепкие цеха — тяжеловатые и до роговатые по содержанию против западных облегченных конструкций, но они есть. Пре красные причалы. А главное — есть коллектив профессионалов. Вот в интересах этих людей и задумываемся крепко о будущем. Пока ника 58
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz