Георги, В. С. Рыбный Мурман в кавычках и без : документально-публицистические хроники Северного рыбопромыслового бассейна последней четверти XX века. В 2 т. Т. 2, ч. 4-7 / Виктор Георги. - Петрозаводск : Verso, 2016. – 476, [1] с. : ил.

Часть четвертая. За что боролись? стоял перед необходимостью решать, считать, проявлять инициативу в поиске заказов, зара­ ботка и — в тратах. А не просто чуть что — кивать на головное, на генерального, которые «плохо руководят». — Самостоятельность — не просто юриди­ ческое понятие, а иное экономическое ми­ ровоззрение,— убеждает читателя «Рыбного Мурмана» В. Е. Храпов. — Ведь руководители подразделений умели и прежде дельно мыслить, но у них не было главного — финансовой власти. Теперь есть возможность, но не всегда хватает умения. Учимся. Я убеждаю начальников цехов, как и молодых руководителей фирм и малых предприятий, чтобы все выкладки технико-эко­ номических обоснований пропускались через мозг и сердце, чтобы каждый наглядно видел смысл расчетов, мог влиять на механизм полу­ чения нужного эффекта. Иначе он так и не со­ стоится как директор. Очень быстро выявились самые энергичные из среднего руководящего звена — мастера, бригадиры, руководители под­ разделений. Ремесло в руках и определенный организационный опыт уже были, и они с жела­ нием учились новому... Абсолютно все нам не разделить, заборов никто городить не собирается. Я вижу судоверфь комплексом: есть неделимые фонды, энергообе­ спечение, причалы, то есть подразделения с чет­ ко выраженным профилем работ, известной долей самостоятельности. Пусть для начала ос­ ваивают право самостоятельных сделок по до­ веренности директора, учатся искать, а не про­ сить. То есть сложится акционерное общество с дочерними предприятиями, цеха могут иметь свои акционерные компании... Но это уже сле­ дующий этап. Пока люди должны увидеть, пощу­ пать результат работы на себя. Я выступаю сто­ ронником сочетания всех форм собственности. Если малые фирмы будут самостоятельно искать пути окупаемости, то я, как генеральный дирек­ тор, больше сил смогу направить на основное производство, на стратегию...71 Очень скоро менторские нотки переста­ нут доминировать в храповских рассуждениях. Самоуверенность мнимого монополиста под­ косят многочисленные дочерние предприятия, которые действительно создадут немалую кон­ куренцию своей матке-судоверфи. Хотя основ­ ного конкурента в лице западных судоремонт­ ных фирм пока никто всерьез не рассматривал. Да, у судоверфи в 1993-м году было «все, как у людей». 75 процентов прибыли «съедала» сфе­ ра соцкультбыта, прежде всего ветхое жилье. Отказались от двух ведомственных детсадов, на очереди стояли санаторий-профилакторий, турбаза с яхт-клубом, детская юношеская спор­ тивная школа... Стопорили дело взаимные не­ платежи и с флотами, и с бывшими заводами- филиалами. Став юридическими лицами, эти заводы под личную ответственность Храпова еще 8 месяцев продолжали получать зарплату от головного предприятия. Генеральный хотел предоставить коллективам некий адаптацион­ ный период, а в результате получил еще одну головную боль: заводы не считали нужным сво­ евременно расплачиваться со своим бывшим головным предприятием за пользование букси­ рами, кранами, услугами литейного, кузнечного и других «общих» цехов. С флотами та же карти­ на: стали передавать флотоводцам отремонтиро­ ванные суда «в долг». Думалось, что чем скорее рыбаки нарастят прибыль, тем оперативнее оплатят выставленные за ремонт счета. Но не тут-то было! Относясь к верфи как к вспомога­ тельному производству, флоты не спешили воз­ вращать долги. А если кредитор «взбрыкивал», шел на принцип и не ставил в ремонт очередное судно, то флотоводцы искали более уступчивых партнеров, например, на военных заводах. Как говорится, прости-прощай, ухожу и оставляю- прощаю все свои долги! — Решительно не согласен с мнением, что у судоверфи нет будущего, — пишет В. Е. Хра­ пов. — Многие предприниматели сейчас изы­ скивают капитал для развертывания произ­ водства. У нас же прекрасно организованное доковое хозяйство — одно из лучших по стра­ не. Есть крепкие цеха — тяжеловатые и до­ роговатые по содержанию против западных облегченных конструкций, но они есть. Пре­ красные причалы. А главное — есть коллектив профессионалов. Вот в интересах этих людей и задумываемся крепко о будущем. Пока ника­ 58

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz