Георги, В. С. Рыбный Мурман в кавычках и без : документально-публицистические хроники Северного рыбопромыслового бассейна последней четверти XX века. В 2 т. Т. 2, ч. 4-7 / Виктор Георги. - Петрозаводск : Verso, 2016. – 476, [1] с. : ил.

Глава 7. Была, есть и будет? (судоверфь) рыбодобывающих флотов. Наше же считает, что все хорошо, не зная и не представляя себе ситуацию на Севере. Вице-премьер С. Шах­ рай заявляет, что денег для Севера выделяется архи мало, а и. о. министра финансов С. Дуби­ нин — в укор: мол, даются и даже с избытком... Дурдом, а не страна, не правители, а политика­ ны, на собственный народ которым начхать. ...Откровенно говоря, прихожу к мысли 0 том, что если за Г. А. Сторожева не заступят­ ся ни наши местные власти, ни учредители АО «Севрыба», то наступит крах. И рыбакам, и рыб­ кам.69 «Кто следующий?» — спрашивает Вилов. К сожалению, следующим был он сам, «сгорев» на работе. Затем пришла очередь и Г. А. Сторо­ жева... Но не будем торопить время. Надеюсь, мне удастся в этой книге довести события, раз­ ворачивающиеся на Северном бассейне и на­ шедшие свое отражение на страницах рыбацко­ го еженедельника, до логического конца. То есть до 2000-го года, весной которого вышел в свет последний номер «Рыбного Мурмана». Глава 7. БЫЛА, ЕСТЬ И БУДЕТ? (судоверфь) В день рождения мурманской судоверфи — 1 декабря 1924 года — траловому флоту было немногим более четырех лет, и состоял он из по­ лутора десятка старых изношенных тральщиков. Судоверфь, вернее, судоремонтные масерские, размещалась в одноэтажном деревянном зда­ нии, где почти все работы выполнялись вручную. Коллектив насчитывал всего лишь 15 человек: заведующий, токарь, четыре слесаря, слесарь- инструментальщик, слесарь-моторист, слесарь- электрик, ученики, кузнецы и молотобойцы (сварки не было и в помине — главенствовала клепка). Так было в начале советской власти, к концу — объединение «Мурманская судоверфь» стало самым крупным судоремонтным предпри­ ятием Минрыбхоза СССР, на котором трудились 8 тысяч человек. Юбилейная речь В. Е. Храпова На страницах этой книги мы уже писали о на­ чавшемся процессе развала судоверфи, когда из нее вычленялись кооперативы и малые пред­ приятия, когда вновь обрели самостоятельность заводы-филиалы. Осенью 1992 года бывшее го­ ловное предприятие стало акционерным обще­ ством, выбрав первый вариант приватизации. Генеральным директором АО «Мурманская су­ доверфь», а также председателем совета дирек­ торов общества (с двумя голосами из пяти) был Владимир Евгеньевич Храпов, поставленный руководить верфью в период выборов трудо­ вым коллективом и считавшийся тогда, в 1980-е годы, одним из самых молодых «прорабов пере­ стройки» в Заполярье. — Начало моего директорства совпало с уче­ бой в Академии народного хозяйства, — расска­ зывает Храпов. — Я тогда еще у Абалкина спра­ шивал: «Рынок постановлением не объявить. Кто будет конкурентом такому гиганту, как «Урал- маш»? Или — по бассейну — нашей судоверфи? Нужны сопредельные, конкурирующие фирмы, которые бы насыщали рынок и заставляли каж­ дого наращивать обороты». «Да, нужны, — сказал академик, — но не знаю, как к этому подойти». А у меня вызревало убеждение, что без внутрен­ них структурных преобразований не обойтись, и время подтверждает мою правоту...70 Под структурными преобразованиями Храпов имеет в виду дробление объединения на более мелкие производства. Конечно, при мощном объединении финансов и трудовых ресурсов есть известное преимущество в реше­ нии каких-то определенных задач — это все по­ нимали. Но в целом, когда большой коллектив работает на один расчетный счет, предприятие трудноповорачиваемо, не может гибко реагиро­ вать на потребности рынка. А главное — нет мо­ тивационных условий для напряженной работы. Человек (бригада) считает, что он-то работает хорошо, просто кто-то не так тратит заработан­ ные средства. В этом и была причина застаре­ лых обид заводов-филиалов на головное пред­ приятие, в меньшей степени — ревность цехов. Теперь каждый из директоров заводов и фирм 57

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz