Георги, В. С. Рыбный Мурман в кавычках и без : документально-публицистические хроники Северного рыбопромыслового бассейна последней четверти XX века. В 2 т. Т. 2, ч. 4-7 / Виктор Георги. - Петрозаводск : Verso, 2016. – 476, [1] с. : ил.
Глава 6. Госфлот на хозрасчете («Севрыбпромразведка») Следом за этой радиограммой масла в огонь подливает зам. генерального директора «Сев- рыбпромразведки» П. В. Виноградов: — Флот обеспечивает выполнение научных работ, проводимых по программам ПИНРО. Однако принято решение о передаче научно- исследовательских судов (НИС) в федеральную собственность. А следовательно, они не подле жат акционированию. В частности, на основа нии предложения руководства ПИНРО одиннад цать наших НИС следует отдать институту. Это ставит их экипажи в очень сложное положение, поскольку они лишаются права на часть соб ственности флота, на развитие которого отдали годы жизни, силы и здоровье. Опять нашу судьбу пытаются решить без учета нашего мнения... На страницах этой книги мы уже не раз гово рили о застарелом споре-конфликте между фло том и институтом, Промразведкой и ПИНРО, ко торые, как сиамские близнецы, рождены были быть вместе и заниматься одним большим госу дарственным делом. Но, как видим, когда речь пошла о собственности, о возможности ухватить «до сэбэ» тот или иной лакомый кусок — и сиам ские близнецы начинают воевать друг с другом. Что ж, пусть так. Мне же в этой главе хочется рассказать о другом, о почти фантастической козырной карте, которая выпала руководству «Севрыбпромразведки». Карте, благодаря кото рой флот сумел выбраться из водоворота безде нежья, сумел благополучно пережить годы без властия между двух революций августа 1991-го и октября 1993-го. Пережить и, «набирая ско рость, поплыть в сторону берега благополучия и процветания»61, — именно так экономический обозреватель «Рыбного Мурмана» Инна Бере зюк охарактеризовала курс «Промразведки» в начале 1993 года. Не правда ли, весьма любо пытное определение на фоне всеобщей безыс ходности и хаоса? Рассмотрим же создавшуюся ситуацию внимательнее. Как и у всех флотов, суда «Севрыбпромраз ведки» (СРПР) работали в южных широтах. Но ког да грянуло повышение цен на топливо, все суда побежали на Север. И лишь у СРПР по ту сторону экватора остались четыре траулера: два ловят клыкача, два — кальмара. Топливную проблему решили с помощью «Боминфлота» и «Мурман- Ойла», получилось даже дешевле, чем если бы его доставляли танкерами «Севрыбхолодфлота». Вторая неразрешимая для всех флотов пробле ма касалась перелета экипажей, точнее, его стоимости. И здесь нашли выход: соединяют окончание рейсов сразу у двух-трех экипажей и заказывают самолет в Аэрофлоте. А потом ста ли подумывать и о других авиакомпаниях, где и цены ниже, и скидки больше, и сервис выше. Купили два автобуса фирмы «Мицубиси», чтобы моряков, прилетевших после промысла в Кирке нес, оттуда домой на своем автобусе везти... Однако главная проблема в ином: что делать с продукцией, выработанной на другом конце планеты? Везти в Россию накладно. Значит, сбы вать на месте. Вот тут-то и был заключен союз с уругвайским бизнесменом Гастоном Руссо. Вместе с ним рассмотрели перспективы покуп ки перерабатывающего завода в Монтевидео. Стали изготавливать улучшенный ассортимент, доходы возросли. Скажем, колечки из кальмара в 2,5 раза дороже тушки. Что касается еще од ного больного вопроса — ремонта судов, то и он был решен там же, в Уругвае, весьма успешно. Оказалось, что одной из верфей руководит отец господина Гастона. Заключили договор, избави лись как от дальних переходов, так и от нехватки запчастей и всего прочего, что обязательно со путствует отечественному судоремонту. — Побывал сеньор Гастон Руссо и в Мурман ске, зимой, чтобы увидеть снег, — пишет И. Бере зюк. — Гостя удивило все: почему не зябнут-весе- лятся голуби, как мальчишка на морозе может с аппетитом есть мороженое? Видно, запал ему в душу этот мурманский пацан, потому что в свой очередной приезд Руссо предложил Г. В. Сторо- жеву выпускать в Мурманске уругвайское мо роженое— 28 видов отличного, без малейшей «химии»! Закупили оборудование, отремонти ровали здание под него. А в канун Нового года ветераны флота и пожилые люди подшефного «Севрыбпромразведке» микрорайона получили из далекого Уругвая яблоки, апельсины, лимоны и даже ананасы — щедрый подарок от сеньо ра Гастона. Он заплатил не только за 2,5 тон ны фруктов, но и выложил 20 тысяч долларов 49
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz