Георги, В. С. Рыбный Мурман в кавычках и без : документально-публицистические хроники Северного рыбопромыслового бассейна последней четверти XX века. В 2 т. Т. 2, ч. 4-7 / Виктор Георги. - Петрозаводск : Verso, 2016. – 476, [1] с. : ил.

Глава 6. Госфлот на хозрасчете («Севрыбпромразведка») Следом за этой радиограммой масла в огонь подливает зам. генерального директора «Сев- рыбпромразведки» П. В. Виноградов: — Флот обеспечивает выполнение научных работ, проводимых по программам ПИНРО. Однако принято решение о передаче научно- исследовательских судов (НИС) в федеральную собственность. А следовательно, они не подле­ жат акционированию. В частности, на основа­ нии предложения руководства ПИНРО одиннад­ цать наших НИС следует отдать институту. Это ставит их экипажи в очень сложное положение, поскольку они лишаются права на часть соб­ ственности флота, на развитие которого отдали годы жизни, силы и здоровье. Опять нашу судьбу пытаются решить без учета нашего мнения... На страницах этой книги мы уже не раз гово­ рили о застарелом споре-конфликте между фло­ том и институтом, Промразведкой и ПИНРО, ко­ торые, как сиамские близнецы, рождены были быть вместе и заниматься одним большим госу­ дарственным делом. Но, как видим, когда речь пошла о собственности, о возможности ухватить «до сэбэ» тот или иной лакомый кусок — и сиам­ ские близнецы начинают воевать друг с другом. Что ж, пусть так. Мне же в этой главе хочется рассказать о другом, о почти фантастической козырной карте, которая выпала руководству «Севрыбпромразведки». Карте, благодаря кото­ рой флот сумел выбраться из водоворота безде­ нежья, сумел благополучно пережить годы без­ властия между двух революций августа 1991-го и октября 1993-го. Пережить и, «набирая ско­ рость, поплыть в сторону берега благополучия и процветания»61, — именно так экономический обозреватель «Рыбного Мурмана» Инна Бере­ зюк охарактеризовала курс «Промразведки» в начале 1993 года. Не правда ли, весьма любо­ пытное определение на фоне всеобщей безыс­ ходности и хаоса? Рассмотрим же создавшуюся ситуацию внимательнее. Как и у всех флотов, суда «Севрыбпромраз­ ведки» (СРПР) работали в южных широтах. Но ког­ да грянуло повышение цен на топливо, все суда побежали на Север. И лишь у СРПР по ту сторону экватора остались четыре траулера: два ловят клыкача, два — кальмара. Топливную проблему решили с помощью «Боминфлота» и «Мурман- Ойла», получилось даже дешевле, чем если бы его доставляли танкерами «Севрыбхолодфлота». Вторая неразрешимая для всех флотов пробле­ ма касалась перелета экипажей, точнее, его стоимости. И здесь нашли выход: соединяют окончание рейсов сразу у двух-трех экипажей и заказывают самолет в Аэрофлоте. А потом ста­ ли подумывать и о других авиакомпаниях, где и цены ниже, и скидки больше, и сервис выше. Купили два автобуса фирмы «Мицубиси», чтобы моряков, прилетевших после промысла в Кирке­ нес, оттуда домой на своем автобусе везти... Однако главная проблема в ином: что делать с продукцией, выработанной на другом конце планеты? Везти в Россию накладно. Значит, сбы­ вать на месте. Вот тут-то и был заключен союз с уругвайским бизнесменом Гастоном Руссо. Вместе с ним рассмотрели перспективы покуп­ ки перерабатывающего завода в Монтевидео. Стали изготавливать улучшенный ассортимент, доходы возросли. Скажем, колечки из кальмара в 2,5 раза дороже тушки. Что касается еще од­ ного больного вопроса — ремонта судов, то и он был решен там же, в Уругвае, весьма успешно. Оказалось, что одной из верфей руководит отец господина Гастона. Заключили договор, избави­ лись как от дальних переходов, так и от нехватки запчастей и всего прочего, что обязательно со­ путствует отечественному судоремонту. — Побывал сеньор Гастон Руссо и в Мурман­ ске, зимой, чтобы увидеть снег, — пишет И. Бере­ зюк. — Гостя удивило все: почему не зябнут-весе- лятся голуби, как мальчишка на морозе может с аппетитом есть мороженое? Видно, запал ему в душу этот мурманский пацан, потому что в свой очередной приезд Руссо предложил Г. В. Сторо- жеву выпускать в Мурманске уругвайское мо­ роженое— 28 видов отличного, без малейшей «химии»! Закупили оборудование, отремонти­ ровали здание под него. А в канун Нового года ветераны флота и пожилые люди подшефного «Севрыбпромразведке» микрорайона получили из далекого Уругвая яблоки, апельсины, лимоны и даже ананасы — щедрый подарок от сеньо­ ра Гастона. Он заплатил не только за 2,5 тон­ ны фруктов, но и выложил 20 тысяч долларов 49

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz