Георги, В. С. Рыбный Мурман в кавычках и без : документально-публицистические хроники Северного рыбопромыслового бассейна последней четверти XX века. В 2 т. Т. 2, ч. 4-7 / Виктор Георги. - Петрозаводск : Verso, 2016. – 476, [1] с. : ил.
Глава 5. Шторм круглые сутки («Мурманрыбпром») Государство в результате приватизации продало нам предприятие. Почему мы в конце 1992-го и последующие годы должны расплачиваться за «грехи» предыдущих лет? Ах, правопреем ники! Но — во имя чего? Разве, разорив дотла «Мурманрыбпром», «Севрыбхолодфлот» и т. д., го сударство станет богаче? Спасти его может толь ко создание, укрепление и расцвет таких флотов, как мы.57 Уникальная для «Мурманрыбпрома» ситу ация сложилась в 1993-м году. При общих за тратах в 39 миллиардов рублей флот получил невиданную прибыль — 19 миллиардов рублей. И это была не «дутая» прибыль, полученная в ре зультате курсовой разницы рубля. Ну разве что миллиарда три... — Да, мы работали на пределе возможно сти,— уверяет Г. Р. Шаташвили. — И если где-то и ошиблись в какой-то из многочисленных бумаг, то не надо обвинять флот, его руководителей в злом умысле. Для того, чтобы утаить от государ ства миллиарды, надо было иметь на предпри ятии специальную группу хущников-грабителей... Возвращаясь к вопросу о требовании ввоза ва люты, спрошу: почему правительство не хочет по нять, что 70 процентов затрат флота — валютные затраты, что нельзя флоту уходить из Мирового океана? Иначе скоро будем сидеть с удочками на побережье Баренцева моря или с интересом разглядывать океаническую рыбу в музеях. Зло берет: 19 миллиардов прибыли пошли... не знаю куда! Кроме узаконенных налогов и штрафов с нас содрали еще 2,5 миллиарда под разными предлогами: тут не так написал, тут не ту графу заполнил... Я бы понял, будь штраф 10 тысяч, ну 100 тысяч, но миллиарды, беззастенчиво вы дранные из и без того дырявых карманов мо ряков — не понимаю! Тем более на переходном этапе. Напрашивается мысль, что кому-то очень нужно разорить флот и довести людей до преде ла (или беспредела?). А если бы нас не обирали? На эти деньги можно было бы купить 3—4 сред них рыболовных траулера. Можно было бы сде лать вторичную эмиссию и получить оборотные средства, развивать производство... — Мы стали владельцами флота. Но управ лять таким богатством надо с умом. Для этого нужны новые люди, — в очередной раз повто ряет Г. Р. Шаташвили. И тут же с сожалением восклицает: — Жаль, что куда-то подевались те напористые, энергичные, жаждавшие сво боды действий. Сегодняшние — робкие, без молвные, покорные. Ну не платят деньги месяц, два, три — и ладно. Попробуй-ка не заплатить государству 10 рублей — шкуру снимет. А тут по полгода не получают, и только ругаются вти хомолку. Я призываю моряков уяснить: мы уже живем в других условиях, и вести себя надо ина че. Не платишь мне зарплату — хорошо, приду через месяц. Но тогда уже заплатишь с учетом инфляции плюс пени за просрочку. Нет. Молчат. Боятся, что выгонят, а на дворе безработица. Но она является лекарством, движителем про гресса. А отнюдь не средством для затыкания ртов. Мы 70 лет кричали, что все у нас для блага человека. Так боритесь за свое благо!58 Согласитесь, крайне странная ситуация: управленец призывает рядовых моряков актив нее бороться за свои права, смелее выступать против таких же, как он, чиновников, не давать им успокаиваться, спать спокойно. Где еще та кое можно увидеть, как не в России, стране па радоксов? Но надо знать деятельную натуру Гер- цели Рубеновича, ведь все его экономические выкладки и с арендным подрядом, и с малыми предприятиями базировались прежде всего на инициативе снизу, на сопротивлении силь ных личностей обстоятельствам и бюрократам. Что же, не стало сильных личностей или пере велись бюрократы? Думается, что в России тех и других было с избытком во все времена. Мо жет, ответ даст небольшая заметка, помещен ная в «Рыбном Мурмане» после очередного отчетного собрания акционеров «Мурманрыб прома»: — Тридцати судов лишился флот в 1994 году. У оставшихся 52-х судов степень износа состав ляет 63 процента... Это не единственная боль АО «Мурманрыбпром» и его генерального дирек тора. Как же флот предполагает жить дальше? Л. С. Брейхман доложил собравшимся, что сей час прорабатывается вопрос получения в буду щем году семи новых судов. Правда, для этого потребуются инвестиции, так что это тема пока 47
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz