Георги, В. С. Рыбный Мурман в кавычках и без : документально-публицистические хроники Северного рыбопромыслового бассейна последней четверти XX века. В 2 т. Т. 2, ч. 4-7 / Виктор Георги. - Петрозаводск : Verso, 2016. – 476, [1] с. : ил.

Глава 5. Шторм круглые сутки («Мурманрыбпром») Государство в результате приватизации продало нам предприятие. Почему мы в конце 1992-го и последующие годы должны расплачиваться за «грехи» предыдущих лет? Ах, правопреем­ ники! Но — во имя чего? Разве, разорив дотла «Мурманрыбпром», «Севрыбхолодфлот» и т. д., го­ сударство станет богаче? Спасти его может толь­ ко создание, укрепление и расцвет таких флотов, как мы.57 Уникальная для «Мурманрыбпрома» ситу­ ация сложилась в 1993-м году. При общих за­ тратах в 39 миллиардов рублей флот получил невиданную прибыль — 19 миллиардов рублей. И это была не «дутая» прибыль, полученная в ре­ зультате курсовой разницы рубля. Ну разве что миллиарда три... — Да, мы работали на пределе возможно­ сти,— уверяет Г. Р. Шаташвили. — И если где-то и ошиблись в какой-то из многочисленных бумаг, то не надо обвинять флот, его руководителей в злом умысле. Для того, чтобы утаить от государ­ ства миллиарды, надо было иметь на предпри­ ятии специальную группу хущников-грабителей... Возвращаясь к вопросу о требовании ввоза ва­ люты, спрошу: почему правительство не хочет по­ нять, что 70 процентов затрат флота — валютные затраты, что нельзя флоту уходить из Мирового океана? Иначе скоро будем сидеть с удочками на побережье Баренцева моря или с интересом разглядывать океаническую рыбу в музеях. Зло берет: 19 миллиардов прибыли пошли... не знаю куда! Кроме узаконенных налогов и штрафов с нас содрали еще 2,5 миллиарда под разными предлогами: тут не так написал, тут не ту графу заполнил... Я бы понял, будь штраф 10 тысяч, ну 100 тысяч, но миллиарды, беззастенчиво вы­ дранные из и без того дырявых карманов мо­ ряков — не понимаю! Тем более на переходном этапе. Напрашивается мысль, что кому-то очень нужно разорить флот и довести людей до преде­ ла (или беспредела?). А если бы нас не обирали? На эти деньги можно было бы купить 3—4 сред­ них рыболовных траулера. Можно было бы сде­ лать вторичную эмиссию и получить оборотные средства, развивать производство... — Мы стали владельцами флота. Но управ­ лять таким богатством надо с умом. Для этого нужны новые люди, — в очередной раз повто­ ряет Г. Р. Шаташвили. И тут же с сожалением восклицает: — Жаль, что куда-то подевались те напористые, энергичные, жаждавшие сво­ боды действий. Сегодняшние — робкие, без­ молвные, покорные. Ну не платят деньги месяц, два, три — и ладно. Попробуй-ка не заплатить государству 10 рублей — шкуру снимет. А тут по полгода не получают, и только ругаются вти­ хомолку. Я призываю моряков уяснить: мы уже живем в других условиях, и вести себя надо ина­ че. Не платишь мне зарплату — хорошо, приду через месяц. Но тогда уже заплатишь с учетом инфляции плюс пени за просрочку. Нет. Молчат. Боятся, что выгонят, а на дворе безработица. Но она является лекарством, движителем про­ гресса. А отнюдь не средством для затыкания ртов. Мы 70 лет кричали, что все у нас для блага человека. Так боритесь за свое благо!58 Согласитесь, крайне странная ситуация: управленец призывает рядовых моряков актив­ нее бороться за свои права, смелее выступать против таких же, как он, чиновников, не давать им успокаиваться, спать спокойно. Где еще та­ кое можно увидеть, как не в России, стране па­ радоксов? Но надо знать деятельную натуру Гер- цели Рубеновича, ведь все его экономические выкладки и с арендным подрядом, и с малыми предприятиями базировались прежде всего на инициативе снизу, на сопротивлении силь­ ных личностей обстоятельствам и бюрократам. Что же, не стало сильных личностей или пере­ велись бюрократы? Думается, что в России тех и других было с избытком во все времена. Мо­ жет, ответ даст небольшая заметка, помещен­ ная в «Рыбном Мурмане» после очередного отчетного собрания акционеров «Мурманрыб­ прома»: — Тридцати судов лишился флот в 1994 году. У оставшихся 52-х судов степень износа состав­ ляет 63 процента... Это не единственная боль АО «Мурманрыбпром» и его генерального дирек­ тора. Как же флот предполагает жить дальше? Л. С. Брейхман доложил собравшимся, что сей­ час прорабатывается вопрос получения в буду­ щем году семи новых судов. Правда, для этого потребуются инвестиции, так что это тема пока 47

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz