Георги, В. С. Рыбный Мурман в кавычках и без : документально-публицистические хроники Северного рыбопромыслового бассейна последней четверти XX века. В 2 т. Т. 2, ч. 4-7 / Виктор Георги. - Петрозаводск : Verso, 2016. – 476, [1] с. : ил.
Часть четвертая. За что боролись? осталось сознание госрабочих: кто-то прика жет, кто-то заплатит. Не только чувство хозяина, но даже чувство совладельца своего судна оста вались в зачаточном состоянии. — Надо восстанавливать производственный конвейер: берег— промысел — берег. Но ни на одну копейку не уменьшать самостоятель ность предприятий, не ограничивать творче ской активности, не обстригать права пред принимателей, — горячится эмоциональный Г. Р. Шаташвили в беседе с корреспондентом «Рыбного Мурмана». — Каким образом все это соединить? В этом главная трудность и главный поиск. Согласен, что у многих нет внутренней культуры труда, понимания, что можно и нужно работать в коллективе, но на себя. Нужна и дру гая культура организационно-управленческого труда. Это очень не простой вопрос. А вообще-то, коллективный труд заразителен. Кто-кто, а моря ки умеют работать от души. При этом все видят, помнят каждый вытянутый трал и считают каж дый выгруженный строп. Надо только, как хо роший футболист на поле, видеть при этом всю ситуацию, взаимосвязь людей и событий. И по верить, что мы можем всего добиться, позволить себе самые смелые планы и мечты, ловить рыбу не для утоления голода, а чтобы красиво и бога то жить...56 В чем же видел романтик и оптимист Шаташ вили конкретный путь к успеху? Свои планы он строил, опираясь на малые предприятия. Ведь как только рыболовные сейнеры «Мурманрыбпро- ма» стали частью фирмы «Доброкс», так из убы точных превратились в прибыльные. То есть пре имуществ у структур малого и среднего бизнеса перед неповоротливым госпредприятием много. Главное было изначально дать наиболее актив ным и грамотным людям самостоятельность и возможность реализовать свои идеи. Без этого успеха не будет. И как пример неудачного подхо да — плавмастерская «Резец», у коллектива кото рой были все основания стать самостоятельным предприятием, но не получилось. Дробление флота на дочерние предприя тия — это ли панацея от всех бед? Да, «дочки» рос ли прямо на глазах. «Мурманрыбпром» объеди нил наиболее рентабельный среднетоннажный флот, на несколько отрядов разбили БМРТ. Для чего все эти организационные перестройки? Кроме экономической целесообразности был и морально-психологический аспект. В масшта бах многотысячного коллектива нивелируется личность, всех загоняют в одно и то же прокру стово ложе: как бы ты ни работал — зарплата еди ная, какой бы ты ни был инициативный и энер гичный — сиди и не высовывайся. А в небольшой структуре масса возможностей реализовать себя, показать, на что ты годишься. Вот по такому кур су пошли в «Мурманрыбпроме»: от госпредприя тия — к акционерному обществу, от него — к хол динговой компании. Но уж слишком много было на этом курсе подводных камней! — Смотрите, как ловко работает налоговая ин спекция, как великолепно пользуется она нашей безграмотностью, — рассказывает Г. Р. Шаташви ли .— Для нее подробно расписано, как сдирать шкуру с предприятий, а у нас никакой защиты нет. И, естественно, мы, как и все другие коллек тивы, вынуждены искать «обходы» законов. Ведь если бы наш генеральный директор Л. С. Брейх ман вслепую подчинился документу и ввез ва люту в Россию, как это требовалось, наши суда давно стояли бы на рейдах иностранных портов, а моряки слали бы домой «приветы» оттуда. Если организационная неразбериха царствует в Рос сии— это одно, с этим еще как-то можно разо браться. Но за границей (а у нас весь почти флот там работает) без валюты ничего не решишь. И если для каких-то бюрократов так понадобился обязательный ввоз валюты в Россию, то для фло та это было совершенно неприемлемо... Далее. Правительство разрешило нам 90 про центов валюты оставлять у себя. Но не дописало через запятую, как их расходовать предприятию: по своему усмотрению или привозить-увозить? Ведь мы же сначала послушались и привезли во Внешэкономбанк свою валюту. Потом три месяца искали концы и выяснили: мы получим ее, но... в 2006-м году! Однако за нами бегают некие судари и просят продать им эту очередь. Предлагают заплатить аж 20 процентов! Выходит, наше дорогое государство кому-то дает возмож ность спекулировать, а трудяге-моряку в инпорту нельзя (не на что) банку пива купить? И наконец. 46
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz