Георги, В. С. Рыбный Мурман в кавычках и без : документально-публицистические хроники Северного рыбопромыслового бассейна последней четверти XX века. В 2 т. Т. 2, ч. 4-7 / Виктор Георги. - Петрозаводск : Verso, 2016. – 476, [1] с. : ил.

Глава 5. Шторм круглые сутки («Мурманрыбпром») ласти. Значит, снова частные предприятия оста­ нутся ни с чем. И это — самое нелепое. Ведь посмотрите, насколько эффективней работают суда частных предприятий, в результате и мест­ ный бюджет неплохо пополняется. — Не опасаетесь, что на собрании акционе­ ров «Мурманрыбпром» отберет у вас суда? — Конечно, мы владеем очень малой долей акций и, естественно, не сможем влиять на ход событий. Но ведь все должны понимать, что хотя объединение и стало акционерным обще­ ством, эксплуатация флота осталась прежней. Кстати, мы третий год выплачиваем дивиденды, в том числе и родившему нас «Мурманрыбпро- му». Деньги эти идут не в карман администра­ ции, а на покрытие расходов и на развитие. Мы поддерживаем позицию руководства «Мур­ манрыбпрома». Тем более что сейчас не вре­ мя метаться, искать новых хозяев. Иначе могут прийти люди с очень большими деньгами, и флот попадет в их руки, людей, далеких от рыбного бизнеса. И деньги уйдут неизвестно куда, то, что из региона — это однозначно. Это будет ката­ строфа не только флота, но и самой идеи при­ ватизации...53 Любопытно, что практически в это же время гендиректор «Мурманрыбпрома» Л. С. Брейхман мучительно думает, куда девать оставшиеся крупнотоннажные суда. Какой-то десяток лет отходило БМРТ в море — и на тебе: металло­ лом! 150 тысяч долларов плати и бери любой. А готовы и дешевле продать эти траулеры. Они впустую стоят на рейде, лишь сосут понемногу деньги за их охрану. Что же изменилось за эти годы, разве перевелись инициативные капита­ ны, подобные Львову? Разве нет желания у них пойти по уже проторенной дорожке, купив или взяв суда в аренду? — А зачем? — вопросом на вопрос отвечает Брейхман. — Полтора миллиарда вбухать в ре­ монт, а что в нынешних условиях делать БМРТ? На сельди работать? Так это же путинный лов на пару месяцев. Вот почему мы делам акцент на глубокую разделку...54 Как видим, обстоятельства за эти пять лет разительно изменились. Обстоятельства, а не мировоззрение капитанов. Теперь флотово­ дец, глядя на своего вчерашнего судоводителя, решил взять качеством, а не количеством про­ изводимой продукции. Впрочем, скоро и тому и другому придется очень несладко, когда вме­ сто ожидаемой помощи от государства они вы­ нуждены будут отдать последнее, чтобы выжить. Помните лермонтовское, из школьной програм­ мы: «И кто-то камень положил в его протянутую руку...» — У Вас есть мечта? — задает свой послед­ ний «женский» вопрос Инна Березюк Геннадию Васильевичу Львову. — Есть. Организовать такое предприятие, по­ ставить его на такой уровень конкурентоспособ­ ности, чтобы с ним так же считались, как с любой крупной фирмой Великобритании, США или Ка­ нады. Конечно, можно заиметь много-много де­ нег, как некоторые московские фирмы (не будем говорить, как они их заимели), и будут считаться с этим денежным мешком. Но это временно. А вот чтобы считались с эффективностью произ­ водства, с умением из одного доллара сделать миллион — совсем другое дело. У нас подобрал­ ся отличный коллектив, опытные капитаны, ин­ женеры. Бухгалтеры. И стремимся сотрудничать со всеми, у кого есть дельные предложения.55 К сожалению, первым на «контакт» с пред­ принимателями пойдет государство в лице на­ логовиков с единственным «дельным предло­ жением» — отдай заработанное! Словно захочет вернуть свою разницу, вычитая из 2,5 милли­ ардов долларов 291 миллион рублей. Из фак­ тической стоимости флота его продажную цену. Да, мы все крепки задним умом. Но чудес не бывает. Потому-то и не стало на флоте но­ вых Львовых, южаковых, Харламовых, харланов и буртовых... Кому нужно разорить флот? (Г. Р. Шаташвили) Акционирование п о з в о л и л о флоту стать са­ мостоятельнее в формировании цен, найме и расстановке кадров, в контактах с иностран­ ными партнерами. На первых порах все это поправило экономическое положение предпри­ ятия. Но у людей, у основной массы моряков 45

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz