Георги, В. С. Рыбный Мурман в кавычках и без : документально-публицистические хроники Северного рыбопромыслового бассейна последней четверти XX века. В 2 т. Т. 2, ч. 4-7 / Виктор Георги. - Петрозаводск : Verso, 2016. – 476, [1] с. : ил.

Глава 6. Власть и бизнес логов в бюджеты России. Необходимость сохра­ нения флота в период революционной передел­ ки власти —и огромные задолженности перед бюджетом, с помощью которых, задолженностей, государство держит флотоводцев «на коротком поводке». Что первичное? А производное? Кто прав, кто виноват и что делать? —Все эти извеч­ ные российские вопросы свалены в одну кучу. Свой взгляд на вещи был у председателя коми­ тета по рыбохозяйственному комплексу област­ ной администрации А. А. Евенко, который, сев в кресло Буданова, несколько смягчил категорич­ ность высказываний своего предшественника. — В запале предвыборной борьбы неко­ торые политики ставят знак равенства между областным руководством рыбной отраслью и мафией,—завил Анатолий Алексеевич. —Су­ ществует не мафия, а правовая вакханалия в рыбной отрасли региона (да и всей страны). И, прежде всего, из-за отсутствия Закона о рыбо­ ловстве...89 Но не Закон о рыболовстве или отсутствие оного заставляли руководителей предприятий поступать так или иначе. Да, объективные об­ стоятельства, условия, в которых приходилось работать, были для всех одинаковыми. Но пути выхода из создавшегося положения каждый флотоводец находил свои. Правильные или не правильные —это как посмотреть. С каких позиций. Возьмем, для примера, «Карелрыб- флот», у которого целая группа судов «застряла» в Новой Зеландии. а) новые новозеландцы История эта началась в 1995 году, когда, за­ кончив промысел кальмара в районе Юго-За­ падной Атлантики, карельские суда не пошли в Мурманск, а были направлены в зону Новой Зеландии. Это было сделано с учетом выбора квоты в Баренцевом море: если бы промыслови­ ки вернулись домой, то суда были бы поставлены на отстой. И для того, чтобы сохранить около 200 рабочих мест, совет директоров флота принял вполне разумное решение направить траулеры для работы к берегам близлежащего от района промысла государства. Естественно, для этого надо было решить все формальности, связан­ ные с рыбалкой в иностранной экономической зоне. Тем более на краю света —в Новой Зелан­ дии. И все шло поначалу хорошо, но в 1997 году министерство рыболовства этой страны на­ правило иск в суд за нарушение правил рыбо­ ловства на капитанов судов и компанию «Abel Fisheries», которая осуществляла оперативное руководство судами «Карелрыбфлота». Именно неумелое руководство, проволочки с оформ­ лением виз для российских рыбаков в имми­ грационной службе привели к тому, что четыре месяца суда простояли в порту. В результате вы­ шеназванная компания обанкротилась, и было введено внешнее управление. Промысел для экипажей траулеров был закрыт, так как новые управленцы отказались финансировать рабо­ ту судов. Другие же новозеландские компании, владеющие квотой на вылов рыбы, с которыми сидящие в Мурманске и Беломорске флотовод­ цы вели переговоры, заняли выжидательную по­ зицию. В конце концов состоялся суд, который принял решение о виновности как управляю­ щей фирмы, так и капитанов судов в нарушении правил рыболовства. Штрафные санкции были возложены на судовладельца, то есть «Карел- рыбфлот», который, как уверяли специалисты, все штрафы незамедлительно выплатил, а рыба­ кам было предложено вернуться домой. Далее начались чисто российские заморочки. Вернулись не все, требуя за время простоя заработную плату в 3—4 раза больше, чем было оговорено в контракте, так как время судебного разбирательства они считали как дни и месяцы полновесного промысла. Прозрачность форму­ лировок некоторых пунктов контрактов давала возможность для юридической казуистики. Это и стало предметом судебного иска к «Карелрыб- флоту» со стороны рыбаков. Новозеландский суд рассмотрел иск и признал его необосно­ ванным. После этого большая часть рыбаков улетела в Мурманск. Остались самые несго­ ворчивые. Эти шестеро из 102-х рыбаков про­ должали борьбу. История умалчивает, на какие средства они существовали аж два года. Хотя, думается, что сильно не бедовали. К тому же старший помощник капитана траулера «Орлов- ка» некто Удовиченко пытался продать траулеры 449

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz