Георги, В. С. Рыбный Мурман в кавычках и без : документально-публицистические хроники Северного рыбопромыслового бассейна последней четверти XX века. В 2 т. Т. 2, ч. 4-7 / Виктор Георги. - Петрозаводск : Verso, 2016. – 476, [1] с. : ил.

Часть седьмая. Рыбная мафия (конец 1990-х годов) капитану головомойку, до мелочей изучал про­ ступок, а значит, был справедлив в своих дей­ ствиях. Киреев обладал редким даром мыслить крупно, масштабно, вникать в суть вещей и яв­ лений по государственному глубоко и основа­ тельно. А вообще-то это был человек удивитель­ ной души —добрый, щедрый, который всегда старался оставаться незаметным.76 — В. М. Маевский был страстным, принципи­ альным, честным и бескорыстным человеком, неутомимым борцом за судьбы и жизни рыба­ ков. Приняв дела начальника флота от Кирее­ ва, который ушел в главк «Севрыба», Маевский организует и воплощает в жизнь работу БМРТ по освоению Большой Ньюфаундлендской бан­ ки. Сам промысловик, он лично знаком со мно­ гими капитанами, как говорят рыбаки, знал каждую колдобину в Баренцевом море. Витольд Михайлович прошел не только суровую шко­ лу промысловика, но и школу войны. В январе 1942 года вражеская субмарина торпедирова­ ла РТ-69 «Енисей». Только ненастная погода по­ зволила экипажу траулера под командованием В. М. Маевского на шлюпках уйти от преследо­ вания и догрести до Варзино... Он не терпел людей беспринципных, коле­ блющихся, двурушных и если замечал в чело­ веке хоть каплю этих качеств, то решительно рвал с ним всякие отношения. А потом с горе­ чью признавался: «Всегда больно терять чело­ века...». Маевский понимал, что самое большое зло —это кампанейское руководство флотом... Надо сказать, что он многим помогал бес­ корыстно, от чистого сердца. Как-то к нему на прием пришел моряк—в промасленной те­ логрейке, мятый, обросший, и рассказал как на духу о своих бедах, о компании гуляк, кото­ рые втянули его в свою «орбиту». Внимательно выслушав, Витольд Михайлович попросил одно­ го из капитанов взять моряка в море. А через некоторое время, после рейса, тот моряк, долго прождав в приемной, вновь попал к начальнику флота. И Маевский не узнал в чисто выбритом и одетом с иголочки молодом человеке недав­ него бедолагу. Наверное, в то время, в конце 1950-х годов, не нужен был в руководителях ведущего флота человек хоть немного «инакомыслящий». И его тихо «ушли» в Москву руководить всей промыс­ ловой разведкой страны. Из жизни мы знаем, что порой повышение бывает хуже иного нака­ зания...77 К рассказам ветерана хочу добавить ма­ лый штрих из воспоминаний моего отца, Геор­ ги Сергея Степановича, капитана Мурманского тралфлота 1950—1960-х годов. За несколько лет до выхода на пенсию случилось так, что траулер отца столкнулся в Кольском заливе с теплоходом Мурманского пароходства. Обошлось без жертв, но был суд, и отца отстранили от работы. На нерв­ ной почве у него развился диабет, в море уже дорога была заказана. Последние годы он про­ работал на берегу в сменных экипажах, старпо­ мом. А в конце 1974 года написал рапорт на имя начальника флота, в котором просил восстано­ вить его в должности капитана и обязался на сле­ дующий же день после этого выйти на пенсию. Так все и случилось. На пенсию отец вышел ка­ питаном, что не давало никаких материальных льгот, но было очень важно для него, отдавшего большую часть жизни морю и траловому флоту. Казалось бы, мелочь. Но, во-первых, этот факт говорит о том, что руководители флота ради кон­ кретного человека могли пойти на незначитель­ ный служебный «подвох», а во-вторых, моряки гордились и своей профессией, и должностью. Так каким же стал Мурманский траловый флот к весне 2000 года, отмечая свое 80-ле­ тие? В списочном составе —59 судов: 39 из них в головном предприятии, шесть —в «МТФ-1», семь —в «МТФ-2», четыре —в «МТФ-3» и три в гу­ бернском флоте. Список этот пополнялся суда­ ми, взятыми на условиях долгосрочной аренды с правом выкупа. Практически все корабли были восстановлены, лишь единицам предстоял ре­ монт «под класс». Промысловой квотой, несмо­ тря на ее дефицит, флот был обеспечен. Впрочем, правильнее будет сказать не «флот», а консорци­ ум «Мурманский траловый флот», на предпри­ ятиях которого работали 6400 человек, из них плавсостава —5800. Возглавлял консорциум Ю. Б. Прутков, который победил-таки на выборах и стал депутатом Мурманской областной Думы. О том, что стало с флотом после, рассказывали 440

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz