Георги, В. С. Рыбный Мурман в кавычках и без : документально-публицистические хроники Северного рыбопромыслового бассейна последней четверти XX века. В 2 т. Т. 2, ч. 4-7 / Виктор Георги. - Петрозаводск : Verso, 2016. – 476, [1] с. : ил.
Часть четвертая. За что боролись? Ни один мускул не дрогнул на лице: — Аварийное происшествие на промысле, намотка на винт...49 Обратите внимание: руководитель флота ни слова не говорит о каких-либо «внутренних резервах», которые якобы проявляются в про цессе акционирования предприятия. Он с каль кулятором в руках в прямом смысле слова просчитывает ту или иную ситуацию. И с мате матической ясностью видит неизбежное сокра щение численного состава флота, в основном из-за необходимости списания крупнотоннаж ных судов, эксплуатация которых в отдаленных районах промысла становится экономически нецелесообразной. Сокращение плавсостава лавиной потянет за собой новые проблемы, ко торые уже будет не остановить. И наступит конец честолюбивым мечтам, когда уже будет не до то нущего корабля — лишь бы самому покрепче ух ватиться за подвернувшийся под руку спасатель ный круг и выплыть, удержаться на плаву в этой всеобщей катастрофе... Впрочем, не будем пока о грустном. Лучше послушаем, что говорит-ду- мает оптимистичный и не в пример Брейхману эмоциональный Шаташвили. Мы — богатейшие люди (В. П. Буртовой, Г. В. Львов) — Мы — богатейшие люди, — повторяет Г. Р. Шаташвили, приводя всего две цифры,— Мы сумели флот, который по оценкам западных экспертов стоит 2,5 миллиарда долларов, вы купить всего за... 291 миллион рублей. И стали владельцами этого богатства.50 Как же распорядиться этим богатством? Экономисты-оптимисты с экранов телевизоров и газетных страниц уверяли нас, что до сих пор народ не понял до конца идею коммерциализа ции, заложенную в документах об акционирова нии предприятий. А ведь идея-то очень важная: прежде чем свалить с ног огромную махину не уклюжего госпредприятия, надо сначала ком мерциализировать его основу — производствен ные подразделения. Зачем это нужно? А затем, чтобы дать возможность небольшому, гибкому в экономике коллективу выйти на «чистую воду» без штормов и сильного ветра, мешающему движению. Иными словами, создать условия каждому отдельному экипажу для свободного предпринимательства в самом лучшем смысле этого слова. Бушующее море рыбацкого негодо вания действиями местных «генералов» отрасли «выплеснуло на поверхность» инициативных ру ководителей низшего звена — капитанов про мысловых судов. — Они, эти замечательные руководители-су доводители, начинали с малого, — вспоминает Шаташвили, — И мы еще в те годы догадались и смогли дать им возможность реализовать себя. Капитаны «Мурманрыбпрома» Львов, Южаков, Харламов, Харлан, Буртовой — и это еще дале ко не весь перечень инициативных и настойчи вых моряков — создали предприятия, которые и ныне прекрасно работают. ...Радиограммы с промысла за подписью капитана-флагмана мурманрыбпромовских су дов В. П. Буртового стали приходить в редак цию «Рыбного Мурмана» в «бунтарское», конца 1980-х годов, время. Находясь в море, он дер жал связь со всеми судами в Мировом океане, через него стекалась на берег информация как о положении дел на промысле, так и по будора жащему моряков вопросу создания собствен ного профсоюза плавсостава. Не вина моряков, а тем более Буртового в том, что такой профсоюз был задушен в зародыше. Но именно Владимир Петрович как тогда, так и в последующие годы постоянно был, что называется, на самом пе реднем крае борьбы со старыми бюрократиче скими устоями. Еще в 1987-м он пошел к руко водителям «Мурманрыбпрома» с предложением отдать ему судно в аренду с последующим вы купом. Но его притормозили, сказав: «Посидите пока, ребята. Ни вы, ни мы к этому еще не го товы». Так оно и было: идти следовало с серьез ными расчетами, экономическим анализом бу дущей деятельности. Только ведь тогда вопросов было куда больше, чем ответов. И чтобы подго товить такие расчеты, требовались и знания, и время. Через четыре года В. П. Буртовой с готовы ми расчетами в руках просил отдать в аренду два БМРТ, которые были оборудованы для выпу 42
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz