Георги, В. С. Рыбный Мурман в кавычках и без : документально-публицистические хроники Северного рыбопромыслового бассейна последней четверти XX века. В 2 т. Т. 2, ч. 4-7 / Виктор Георги. - Петрозаводск : Verso, 2016. – 476, [1] с. : ил.

Часть седьмая. Рыбная мафия (конец 1990-х годов) в малом: как платить, если есть желание и не­ обходимость? Однако, это уже прерогатива за­ конодателя. Как видим, в юридическом плане нет никаких нарушений: плати —и пользуйся, не платишь —не требуй... Если говорить о заинтересованности в за­ щите наших прав профсоюзом, то здесь скорее всего следует вести речь не столько об этих са­ мых правах, сколько об автоматическом отчис­ лении одного процента от заработной платы каждого работника на профвзносы. Учитывая количество работающих в оффшорных компани­ ях моряков, несложно сосчитать, какие суммы уходят мимо профсоюзной кассы...69 По-моему, автор этого письма в редакцию все расставил по своим местам. Без словоблуд­ ства профсоюзных заседаний. Добавлю только, что редакция попыталась подсчитать, сколь­ ко же на самом деле профком Мурманского тралового флота недополучил профвзносов? Вышли на сумму около двух миллиардов рублей, которые моряки «Атласа» и «Дельфина» не за­ хотели самостоятельно донести до профкома в 1996 году (по тем ценам). Ни для кого не было секретом и то, что дробление флота на «дочки» и прочая так называемая структурная реоргани­ зация прежде всего подразумевала рост долгов по налогам на головном предприятии. Отпочко­ вавшиеся от флота-матки юридически самостоя­ тельные фирмы начинали работу с чистого листа, а компании, зарегистрированные в оффшорных зонах, вообще не платили налогов в бюджет и внебюджетные фонды. Тем временем груз прежних долгов без всякой перспективы их по­ гашения рос на «маточном» предприятии. Кто- то, упираясь, тянул этот воз. Кто-то оставлял его вместе с головным предприятием в когтях на­ логовых служб. Бросал, как по весне оставляет змея старую, ненужную шкуру. С волками жить... Прутков и его предшественники Весной 1998 года в Мурманске проходили довыборы депутата в областную Думу. Одним из претендентов был Ю. Б. Прутков. Для руково­ дителя тралфлота альтернативы не было —надо было побеждать. Тем более депутатом уже стал Г. В. Тишков, а дорогу между этими двумя руко­ водителями да$но перебежала черная кошка. Если не брать во внимание личные симпатии- антипатии, то предположить можно следующее: Тишков, меняя пост начальника тралфлота на севрыбовское кресло, был обижен на свое­ го бывшего зама —Пруткова. Обижен за то, что последний не только не стал его единомышлен­ ником в деле объединения предприятий бассей­ на вокруг «Севрыбы», но и перед самым деле­ жом госсобственности вдруг с подачи самого Тишкова оказался у столь большого и лакомого пирога, как тралфлот. А Прутков, пройдя через горнило приватизации флота, считал, что имен­ но он сделал самое главное для рыбного Мурма­ на дело —сохранил самый большой на Севере рыбодобывающий флот. И как обычно бывает в жизни, на прежние обиды наслаивались но­ вые, вызывая в свою очередь новый этап не­ стыковок и недоразумений в делах двух крупных руководителей. Это мы, простые люди, можем сходить в церковь и, помолившись, простить сво­ им врагам все их прегрешения, вольные и не­ вольные. А короли постоянно окружены свитой, которая, заботясь о своем благополучии, не до­ пустит ослабления амбиций царственной особы. Так вот, для продвижения гендиректора тралфлота в Думу был предпринят мощный про­ пагандистский штурм, в котором, естественно, участвовал и наш «Рыбный Мурман». Именно предвыборной компании мы обязаны появле­ нию на страницах еженедельника одного из не­ многих очерков о Юрии Борисовиче Прутко­ ве. Подготовила его Инна Петровна Березюк, найдя для публикации не только нужные слова, но и две фотографии: одну архивную худощавого с намечающимися залысинами симпатичного молодого человека лет тридцати, а вторую се­ годняшнюю —сидящего на диване у большого глобуса и уверенно смотрящего в объектив улы­ бающегося и, видно по всему, преуспевающего руководителя. В середине рейса Н. К. Елфимов, капитан ППР «Перемышль», заболел. И старпом Юрий Прутков, всего четыре года назад закончивший высшую мореходку, возглавил экипаж. Мало того, что у 29-летнего судоводителя не было диплома 436

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz