Георги, В. С. Рыбный Мурман в кавычках и без : документально-публицистические хроники Северного рыбопромыслового бассейна последней четверти XX века. В 2 т. Т. 2, ч. 4-7 / Виктор Георги. - Петрозаводск : Verso, 2016. – 476, [1] с. : ил.

Часть седьмая. Рыбная мафия (конец 1990-х годов) обеспечить социальные гарантии моряку. Но на­ логовая система в Отечестве такова, что пред­ приятия вынуждены искать такие формы рабо­ ты, чтобы хоть как-то облегчить налоговое бремя. Законов соответствующих нет, профсоюзу ниче­ го не остается, как соглашаться на заключение тех контрактов фирмы с моряками, которые фирма разработала. Выступил на том заседании и председатель комиссии областной Думы по рыбохозяйствен­ ной деятельности Владимир Тюрин. Он сказал, что претензии моряков понятны: оплата экипа­ жу 12 процентов с тонны рыбопродукции —ми­ зер! Тем более, что полученное за рейс моряк должен растянуть на последующие 6—8 «берего­ вых» месяцев. А спорить с генеральным дирек­ тором—значит остаться без работы. Такой де­ шевой рабочей силы, как у нас, нет ни в одной цивилизованной стране. Надо за нижний предел оплаты взять те же 12 процентов, а в целом зар­ плату поставить в зависимость от количества и качества продукции. Но можно ли проблему решить на областном уровне? О том, что траловый флот просил побеспо­ коиться о принятии соответствующих законов и депутатов Госдумы, сообщил собравшимся помощник гендиректора тралфлота Юрий Цур­ кан. Не все так просто. Вот, скажем, проблема медицинского страхования моряка. Допустим, фирма платит в фонд медицинского страхова­ ния, но экипаж-то в море. И там, в рейсе, моряк оказывается по-прежнему без страхового поли­ са. Компания «Дельфин» за два года израсходо­ вала 485 тысяч долларов на лечение моряков за границей —ни одному не отказано. Так разве можно считать моряка брошенным компани­ ей? Если бы флот не создал оффшорные фирмы, то пришлось бы избавиться от БАТов и «Алтаев». А суда этих типов работают и на них трудятся 3,5 тысячи моряков, имея неплохой заработок... Еще один помощник гендиректора тралфлота (фирма «Атлас») Растям Надыров дополнил вы­ ступление коллеги: — Я присутствую на всех собраниях экипа­ жей: и перед их вылетом в рейс, и по возвраще­ нии. И ни один моряк не заявил, что его, мол, насильно отправляют в море...67 Итак, что же лучше, что важней для моряка: работа и неплохой заработок или безработица, пусть даже с полисом медицинского страхова­ ния в кармане? Мы, понятно, хотим сразу все: зарплату —как на Западе, а льготы —какие были в Советском Союзе. Но так не бывает и вряд ли будет. Как бы там ни было, но «несчастный» мо­ ряк заработал, например, в рейсе около шести тысяч долларов (матрос). Правда, рейс длился около 200 суток. Но за эти же 200 суток из се­ мейного кошелька он ни рубля не взял на пита­ ние. На одежку-обувку. И за все эти 200 суток он даже представить не мог, как его молодые здо­ ровые сверстники в Мурманске бьются в тисках безработицы и сатанеют от безденежья, от без­ надежности... Может, профсоюзные лидеры действительно не представляют, что их борьба за «права моряка» может привести к ликвида­ ции оффшорных компаний? Или они, профлиде­ ры, просто-напросто обиделись на администра­ цию флота, что та отказалась централизованно собирать с плавсостава профсоюзные членские взносы, предоставив моряку право самому ре­ шать, состоять ли ему в профсоюзе и в каком? После публикации ряда статей на эту тему, профком тралфлота обиделся и на «Рыбный Мур­ ман», «настоятельно предложив» редакции поме­ стить на страницах еженедельника текст письма профкома и его президиума в Госдуму. Мы вы­ полнили эту просьбу. Приведу некоторые отрыв­ ки из этого письма: — В 1995 году юридически созданы россий­ ским судовладельцем (Мурманский траловый флот) две компании, ставшие оффшорными: «Атлас» с численностью работников от 1500 до 2000 (в зависимости от числа арендованных судов) —зарегистрирован на острове Мен (Ве­ ликобритания) и «Дельфин» (700—1500 работни­ ков), место регистрации —порт Гибралтар. Все работники обеих компаний —моряки, уволив­ шиеся из тралфлота, все суда —траулеры тра­ лового флота, переданные в аренду этим ком­ паниям. Ничего, казалось бы, не изменилось в жизни рыбака, кроме одного —он стал бес­ правным. У него остались прежние обязанности, но прав в отношении своих трудовых вопросов и гарантий уже нет —трудовое законодательство 434

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz