Георги, В. С. Рыбный Мурман в кавычках и без : документально-публицистические хроники Северного рыбопромыслового бассейна последней четверти XX века. В 2 т. Т. 2, ч. 4-7 / Виктор Георги. - Петрозаводск : Verso, 2016. – 476, [1] с. : ил.
Часть седьмая. Рыбная мафия (конец 1990-х годов) обеспечить социальные гарантии моряку. Но на логовая система в Отечестве такова, что пред приятия вынуждены искать такие формы рабо ты, чтобы хоть как-то облегчить налоговое бремя. Законов соответствующих нет, профсоюзу ниче го не остается, как соглашаться на заключение тех контрактов фирмы с моряками, которые фирма разработала. Выступил на том заседании и председатель комиссии областной Думы по рыбохозяйствен ной деятельности Владимир Тюрин. Он сказал, что претензии моряков понятны: оплата экипа жу 12 процентов с тонны рыбопродукции —ми зер! Тем более, что полученное за рейс моряк должен растянуть на последующие 6—8 «берего вых» месяцев. А спорить с генеральным дирек тором—значит остаться без работы. Такой де шевой рабочей силы, как у нас, нет ни в одной цивилизованной стране. Надо за нижний предел оплаты взять те же 12 процентов, а в целом зар плату поставить в зависимость от количества и качества продукции. Но можно ли проблему решить на областном уровне? О том, что траловый флот просил побеспо коиться о принятии соответствующих законов и депутатов Госдумы, сообщил собравшимся помощник гендиректора тралфлота Юрий Цур кан. Не все так просто. Вот, скажем, проблема медицинского страхования моряка. Допустим, фирма платит в фонд медицинского страхова ния, но экипаж-то в море. И там, в рейсе, моряк оказывается по-прежнему без страхового поли са. Компания «Дельфин» за два года израсходо вала 485 тысяч долларов на лечение моряков за границей —ни одному не отказано. Так разве можно считать моряка брошенным компани ей? Если бы флот не создал оффшорные фирмы, то пришлось бы избавиться от БАТов и «Алтаев». А суда этих типов работают и на них трудятся 3,5 тысячи моряков, имея неплохой заработок... Еще один помощник гендиректора тралфлота (фирма «Атлас») Растям Надыров дополнил вы ступление коллеги: — Я присутствую на всех собраниях экипа жей: и перед их вылетом в рейс, и по возвраще нии. И ни один моряк не заявил, что его, мол, насильно отправляют в море...67 Итак, что же лучше, что важней для моряка: работа и неплохой заработок или безработица, пусть даже с полисом медицинского страхова ния в кармане? Мы, понятно, хотим сразу все: зарплату —как на Западе, а льготы —какие были в Советском Союзе. Но так не бывает и вряд ли будет. Как бы там ни было, но «несчастный» мо ряк заработал, например, в рейсе около шести тысяч долларов (матрос). Правда, рейс длился около 200 суток. Но за эти же 200 суток из се мейного кошелька он ни рубля не взял на пита ние. На одежку-обувку. И за все эти 200 суток он даже представить не мог, как его молодые здо ровые сверстники в Мурманске бьются в тисках безработицы и сатанеют от безденежья, от без надежности... Может, профсоюзные лидеры действительно не представляют, что их борьба за «права моряка» может привести к ликвида ции оффшорных компаний? Или они, профлиде ры, просто-напросто обиделись на администра цию флота, что та отказалась централизованно собирать с плавсостава профсоюзные членские взносы, предоставив моряку право самому ре шать, состоять ли ему в профсоюзе и в каком? После публикации ряда статей на эту тему, профком тралфлота обиделся и на «Рыбный Мур ман», «настоятельно предложив» редакции поме стить на страницах еженедельника текст письма профкома и его президиума в Госдуму. Мы вы полнили эту просьбу. Приведу некоторые отрыв ки из этого письма: — В 1995 году юридически созданы россий ским судовладельцем (Мурманский траловый флот) две компании, ставшие оффшорными: «Атлас» с численностью работников от 1500 до 2000 (в зависимости от числа арендованных судов) —зарегистрирован на острове Мен (Ве ликобритания) и «Дельфин» (700—1500 работни ков), место регистрации —порт Гибралтар. Все работники обеих компаний —моряки, уволив шиеся из тралфлота, все суда —траулеры тра лового флота, переданные в аренду этим ком паниям. Ничего, казалось бы, не изменилось в жизни рыбака, кроме одного —он стал бес правным. У него остались прежние обязанности, но прав в отношении своих трудовых вопросов и гарантий уже нет —трудовое законодательство 434
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz