Георги, В. С. Рыбный Мурман в кавычках и без : документально-публицистические хроники Северного рыбопромыслового бассейна последней четверти XX века. В 2 т. Т. 2, ч. 4-7 / Виктор Георги. - Петрозаводск : Verso, 2016. – 476, [1] с. : ил.

Глава 4. Тралфлот жительными штормами в первом и четвертом кварталах года. Не лучшим образом отразились на экономике флота и субъективные причины: простои судов, потери орудий лова (836 млн рублей), забраковка продукции и т. д. Убыток от производственной деятельности составил 17,6 млрд рублей (в ценах 1997 года)62. В налоги ушло 40 млрд рублей (с пенями и штрафами). За­ траты на топливо —117 млрд рублей, на закупку снабжения —55 млрд рублей. Поскольку флот в течение последних двух лет не имел прибыли, то, естественно, не имел и оборотных средств. Их на флоте недоставало в размере 334 млрд рублей. Зарплата моряков выросла на 3 про­ цента, у береговых работников зарплата снизи­ лась от 2 до 10 процентов. Задержек с выплатой зарплаты не было. За 1997 год было отгружено рыбы по сниженным ценам для малоимущих мурманчан на полтора млрд рублей. В целом на социальную сферу перечислено 15,5 млрд ру­ блей, из них совету ветеранов флота было пере­ числено 266,5 млн рублей...63 При всей кажущейся значимости вышепри­ веденных цифр не стоит впадать в панику или эйфорию. Возьмем тех же ветеранов-пенсионе- ров, которых, по словам Пруткова, «на содержа­ нии флота находится 3 тысячи». Если разделить перечисленные совету ветеранов деньги на ко­ личество людей, то получится... 15 с половиной долларов США. В год. На каждого. Конечно, была и другая помощь, но цифры —упрямая вещь. Несколько иными выглядели показатели ра­ боты флота в 1998 году. Выступая с докладом на итоговом собрании акционеров, генераль­ ный директор предприятия сказал, что недолов составил 17 тысяч тонн. Тем не менее флот от­ грузил 680 тонн рыбы по программе «Дешевая рыба». На благотворительные цели (ветеранам войны и труда, инвалидам, детям, оставшимся без попечения родителей) поставлено рыбопро­ дукции на сумму 221 тыс. рублей.64 Крупные средства были направлены на ремонт судов. На 90 процентов выросла заработная плата, бо­ лее чем в два раза увеличился объем добычи рыбы. Собрание акционеров приняло решение направить полученные дивиденды на дальней­ шее развитие флота.65 Профком и профвзносы Именно для Мурманского тралового флота остро стояла проблема социальной защищенно­ сти моряков, работающих в оффшорных компа­ ниях «Дельфин»66 и «Атлас». В начале 1997 года этой теме было посвящено расширенное заседа­ ние президиума обкома профсоюза работников рыбного хозяйства. Напомню, что к тому време­ ни профсоюз значительно утратил былое могуще­ ство, не было у него ни права законодательной инициативы, ни рычагов воздействия на руко­ водство предприятий. Да, областная профсоюз­ ная организация стала коллективным членом Международной федерации транспорта (МТФ) и вносила на рассмотрение конгресса МТФ нема­ ло вопросов, информируя своих западных коллег о том, что российские рыбаки получают за свой труд куда меньше, чем их зарубежные коллеги. Но сложность принятия решений на официаль­ ном уровне состояла в том, что Россией не были ратифицированы некоторые международные конвенции. Так что радикальных мер на уровне Москвы ждать не приходилось. Что больше всего тревожило профсоюз? То, что моряк в оффшорной компании лишен социаль­ ной защиты в родном государстве. Работодатель не платит взносы в социальный, медицинский, пенсионный фонды, в итоге моряк лишен всего того, что имеет его коллега, работающий на рос­ сийском предприятии. Более конкретно об этом сказал председатель профкома Мурманского тралфлота Борис Алексеев. «Джентльменским соглашением» назвал он договор профсоюзно­ го комитета с руководством «Атласа» и «Дель­ фина», так как нет, к сожалению, законодатель­ ной базы для подобных договоров. Причины понятны: с одной стороны, оффшорная компа­ ния —не российская, стало быть, законы Рос­ сии вроде бы не применить. Но и с МТФ особо не свяжешься —не хочется нанести непопра­ вимый вред самой компании, а значит, лишить рабочих мест многих моряков. А сами моря­ ки идут и идут в профком с просьбами помочь в разрешении конфликтов с администрацией. Суть противоречивости ситуации в том, что для профсоюза главное —сохранить рабочие места, 433

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz