Георги, В. С. Рыбный Мурман в кавычках и без : документально-публицистические хроники Северного рыбопромыслового бассейна последней четверти XX века. В 2 т. Т. 2, ч. 4-7 / Виктор Георги. - Петрозаводск : Verso, 2016. – 476, [1] с. : ил.

Часть седьмая. Рыбная мафия (конец 1990-х годов) именно созданием новых фирм, то бишь рас­ колом флота. Эта стратегия сохранила не только суда, но и дала возможность тысячам моряков работать и зарабатывать. Остановить процесс превращения трауле­ ров в металлолом —это было первой задачей. Второй —изменить менеджмент,- управление. Понятно, что небольшой структурой проще управлять, чем огромным флотом. Особенно в нашем Отечестве с его, мягко говоря, стран­ ными законами. — Слава Богу, что еще не перевелись у нас на местах неравнодушные люди. Если бы Юрий Борисович Прутков не подписал в свое время документ о создании «Атласа» и «Дельфина», то несколько тысяч мурманских семей пошли бы по миру, —утверждает И. П. Березюк. —Гене­ ральный директор тралфлота —не благодетель, но и не рвач, а грамотно мыслящий современ­ ный руководитель, подобравший и команду та­ ких же, как он, грамотных и неравнодушных. Тралфлотовские «чиновники» постоянно отража­ ют атаки желающих погреть руки на чужом до­ бре. Да, измотали всех проверки, сменяющие одна другую в поиска хоть какого-то компрома­ та в финансовых делах флота. Да, непомерно тяжел воз проблем. Но уже работают в море шесть судов 1997 года постройки, оснащенные суперсовременным оборудованием. И вообще, есть ли сегодня в России столь же крупное пред­ приятие, которое могло бы похвастаться процве­ танием? И пусть жизнь тралового флота нельзя назвать процветающей. Пока. Есть надежды. Есть основа. Есть мыслящие руководители...60 Попробуем подкрепить эти высказывания нашего по-женски «восторженного» корреспон­ дента интервью, которое взял у Пруткова по- деловому «сухой» журналист Леонид Павлов. — Юрий Борисович, в книге академика Владимира Лисичкина «Черная приватизация» я наткнулся на любопытный факсаж. Цитирую дословно: «Факты вопиющего нарушения за­ конности в ущерб государственных интересов имеют место в АООТ «Мурманский траловый флот». В результате приватизации численность занятых на этом флоте сократилась более чем в два раза (на 58%), а количество судов умень­ шилось в 2,4 раза и составляет 47 единиц вме­ сто 112 в 1992 году. Практически разрушена со­ циальная инфраструктура флота». Утверждения известного экономиста соответствуют действи­ тельности? —спрашивает корреспондент «Рыб­ ного Мурмана». — Его высказывания для меня не новы. Кабинетный академик, не зная наших реа­ лий, явно сгустил краски, —отвечает флотово­ дец. —Не знаю, из какой отчетности он выбрал упомянутые цифры, истинное положение дел на флоте опровергает их. Не отрицаю, прива­ тизация была проведена поспешно, с ошибка­ ми, которые сегодня можно было бы избежать. Но мы все крепки задним умом. Главное —флот сохранен, а не разбазарен, суда не перешли в чужие руки. Старые траулеры вынуждены были отправить на резку. В то же время флот пополнился новыми судами немецкой построй­ ки (головной —«Иван Шаньков»), на деньги за­ падных бизнес-партнеров выполнена модерни­ зация двух БАТов, увеличены их морозильные мощности. Четыре судна переоборудованы под транспорты. Успешно проведена структур­ ная перестройка флота. Наши фирмы «Атлас» и «Дельфин» в паре с иностранными партнера­ ми (Африканская зона) и дочерние предпри­ ятия МТФ-1, МТФ-2, МТФ-3 (Баренцево и Нор­ вежское моря) доказали свою экономическую жизнеспособность и успешно работают. Пере­ дав полномочия выделившимся подразделе­ ниям, мы перешли на более гибкую систему управления, что позволило значительно умень­ шить аппарат управленцев, сделать компакт­ ными экипажи плавсостава. За годы реформ флот по объективным причинам сократился примерно на 3,5 тысячи человек. Касательно социальной сферы. Чтобы сгладить последствия финансового кризиса, морякам повысили зар­ плату. На содержании флота находятся три тыся­ чи пенсионеров...61 После очередного общего собрания акци­ онеров ОАО «Мурманский траловый флот» мы опубликовали цифры, характеризующие работу предприятия в 1997 году. Вот они: недолов со­ ставил 10 тысяч тонн (из них 9 тысяч тонн пик­ ши )—случай небывалый, вызванный продол­ 432

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz