Георги, В. С. Рыбный Мурман в кавычках и без : документально-публицистические хроники Северного рыбопромыслового бассейна последней четверти XX века. В 2 т. Т. 2, ч. 4-7 / Виктор Георги. - Петрозаводск : Verso, 2016. – 476, [1] с. : ил.
Глава 3. «Севрыба» события не будут квалифицироваться как даю щие возможность невыполнения или неиспол нения обязанностей по какому-либо документу, обязательному для Роскомрыболовства и «Сев- рыбы»... Данная гарантия квот и обязательства Роскомрыболовства и «Севрыбы» не могут быть умалены, стать недействительными, отменены, нарушены...». Но сами московские чиновники осенью 1999 года попытались нарушить этот договор, отправив в регионы письмо с таким выводом: «Договор составлен юридически не грамотно и является финансово ущербным». По чему? Или России стали не нужны технически совершенные рыболовные суда? Конечно, на много правильнее и перспективнее вкладывать средства в отечественное судостроение, но на российских верфях можно лишь склепать кор пус судна —оборудование все равно придется закупать и устанавливать за рубежом, а это ос новная часть всех работ. По большому счету, государство не несет ответственности за реали зацию «датского проекта». Но доверие инвесто ров и так было подорвано чехардой в высших эшелонах власти, политическим играми Пре зидента и законодателей, неразберихой с кри териями распределения квот на национальные биоресурсы. Так что западные партнеры с не терпением ждали развязки этой ситуации. Они, инвесторы «датского проекта», закладывали нор му рентабельности в 6—8 процентов. О жестких процентах, а тем более о сверхприбылях речь не шла. Да и получат ли они планируемую при быль? Связавшись с Россией, европейцы знали, на что шли. Только банки имели фиксированный процент. Но ЕБРР преследовал и политическую цель, сложно выражаемую даже в твердой ва люте. У западных бизнесменов тоже нет свобод ных денег на собственные вложения в развитие. Но им нужны заказы, чтобы жить и работать. Для них экономический эффект выражается в за грузке производства. А высокая эффективность судов —порука тому, что проект состоится... В ян варе 2000 года на совещании в Правительстве вице-премьер В. Н. Щербак заявил, что Россия заинтересована в подобных инвестициях и по обещал послу Дании и инвесторам «датского проекта» в государственной поддержке.56 Захват «Севрыбы» Как мы уже говорили, в конце XX века на Северном бассейне можно было выделить четыре основные силы, борющиеся за право распоряжаться морскими биоресурсами. Три из них —окрепшая после переизбрания губер натора Ю. А. Евдокимова на новый срок област ная администрация, идущий в тесном контакте с местными властями Мурманский траловый флот и примкнувший к ним Союз рыбопромыш ленников Севера —выступили против четверто го «борца» —ЗАО «Севрыба». Что представляло из себя это закрытое акционерное общество? Его акционерами являлись только юридические лица, предприятия, в том числе и государствен ные, руководители которых были в той или иной степени зависимы от администрации области, то есть подвержены «административному ре сурсу». При этом отдельные акционеры не мог ли простить «Севрыбе» и лично Тишкову, что они, имея на своих предприятиях колоссальные потенциальные возможности: промысловые и транспортные суда, бесплатные валютоемкие сырьевые ресурсы, подготовленные кадры спе циалистов, —при всем при этом они, эти горе- руководители, вели свои коллективы к банкрот ству. Сравнение с ЗАО «Севрыба» было явно не в их пользу. В мае 2000 года, к моменту проведения очередного акционерного собра ния, «Севрыба» представляла собой динамично развивающуюся компанию, имела на балан се современный холодильник на 2 0 0 0 0 тонн единовременного хранения мороженой рыбы, девятиэтажное здание с производственными помещениями, автомобили, в эксплуатации два современных супертраулера, 380 сотруд ников, из которых 120 специалистов выпол няли общебассейновые функции, библиотеку плавсостава, музей рыбной промышленности Северного бассейна, подразделение «Гипро- рыбфлота» с производственным цехом. Устойчи вое финансовое положение, высокий авторитет на международном уровне позволил «Севрыбе» привлечь значительные инвестиции из запад ных банков на строительство четырех совре менных промысловых судов «датского проекта» 429
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz