Георги, В. С. Рыбный Мурман в кавычках и без : документально-публицистические хроники Северного рыбопромыслового бассейна последней четверти XX века. В 2 т. Т. 2, ч. 4-7 / Виктор Георги. - Петрозаводск : Verso, 2016. – 476, [1] с. : ил.

Глава 3. «Севрыба» события не будут квалифицироваться как даю­ щие возможность невыполнения или неиспол­ нения обязанностей по какому-либо документу, обязательному для Роскомрыболовства и «Сев- рыбы»... Данная гарантия квот и обязательства Роскомрыболовства и «Севрыбы» не могут быть умалены, стать недействительными, отменены, нарушены...». Но сами московские чиновники осенью 1999 года попытались нарушить этот договор, отправив в регионы письмо с таким выводом: «Договор составлен юридически не­ грамотно и является финансово ущербным». По­ чему? Или России стали не нужны технически совершенные рыболовные суда? Конечно, на­ много правильнее и перспективнее вкладывать средства в отечественное судостроение, но на российских верфях можно лишь склепать кор­ пус судна —оборудование все равно придется закупать и устанавливать за рубежом, а это ос­ новная часть всех работ. По большому счету, государство не несет ответственности за реали­ зацию «датского проекта». Но доверие инвесто­ ров и так было подорвано чехардой в высших эшелонах власти, политическим играми Пре­ зидента и законодателей, неразберихой с кри­ териями распределения квот на национальные биоресурсы. Так что западные партнеры с не­ терпением ждали развязки этой ситуации. Они, инвесторы «датского проекта», закладывали нор­ му рентабельности в 6—8 процентов. О жестких процентах, а тем более о сверхприбылях речь не шла. Да и получат ли они планируемую при­ быль? Связавшись с Россией, европейцы знали, на что шли. Только банки имели фиксированный процент. Но ЕБРР преследовал и политическую цель, сложно выражаемую даже в твердой ва­ люте. У западных бизнесменов тоже нет свобод­ ных денег на собственные вложения в развитие. Но им нужны заказы, чтобы жить и работать. Для них экономический эффект выражается в за­ грузке производства. А высокая эффективность судов —порука тому, что проект состоится... В ян­ варе 2000 года на совещании в Правительстве вице-премьер В. Н. Щербак заявил, что Россия заинтересована в подобных инвестициях и по­ обещал послу Дании и инвесторам «датского проекта» в государственной поддержке.56 Захват «Севрыбы» Как мы уже говорили, в конце XX века на Северном бассейне можно было выделить четыре основные силы, борющиеся за право распоряжаться морскими биоресурсами. Три из них —окрепшая после переизбрания губер­ натора Ю. А. Евдокимова на новый срок област­ ная администрация, идущий в тесном контакте с местными властями Мурманский траловый флот и примкнувший к ним Союз рыбопромыш­ ленников Севера —выступили против четверто­ го «борца» —ЗАО «Севрыба». Что представляло из себя это закрытое акционерное общество? Его акционерами являлись только юридические лица, предприятия, в том числе и государствен­ ные, руководители которых были в той или иной степени зависимы от администрации области, то есть подвержены «административному ре­ сурсу». При этом отдельные акционеры не мог­ ли простить «Севрыбе» и лично Тишкову, что они, имея на своих предприятиях колоссальные потенциальные возможности: промысловые и транспортные суда, бесплатные валютоемкие сырьевые ресурсы, подготовленные кадры спе­ циалистов, —при всем при этом они, эти горе- руководители, вели свои коллективы к банкрот­ ству. Сравнение с ЗАО «Севрыба» было явно не в их пользу. В мае 2000 года, к моменту проведения очередного акционерного собра­ ния, «Севрыба» представляла собой динамично развивающуюся компанию, имела на балан­ се современный холодильник на 2 0 0 0 0 тонн единовременного хранения мороженой рыбы, девятиэтажное здание с производственными помещениями, автомобили, в эксплуатации два современных супертраулера, 380 сотруд­ ников, из которых 120 специалистов выпол­ няли общебассейновые функции, библиотеку плавсостава, музей рыбной промышленности Северного бассейна, подразделение «Гипро- рыбфлота» с производственным цехом. Устойчи­ вое финансовое положение, высокий авторитет на международном уровне позволил «Севрыбе» привлечь значительные инвестиции из запад­ ных банков на строительство четырех совре­ менных промысловых судов «датского проекта» 429

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz