Георги, В. С. Рыбный Мурман в кавычках и без : документально-публицистические хроники Северного рыбопромыслового бассейна последней четверти XX века. В 2 т. Т. 2, ч. 4-7 / Виктор Георги. - Петрозаводск : Verso, 2016. – 476, [1] с. : ил.
Часть седьмая. Рыбная мафия (конец 1990-х годов) И при всей шумихе вокруг «датского проекта» у себя в еженедельнике мы опубликовали лишь один материал, подготовленный Людмилой За- царной. Наш корреспондент попыталась непред взято проанализировать все плюсы и минусы этого проекта, своими корнями уходящего в про блемы бербоут-чартера, о которых мы уже рас сказали на этих страницах. На излете XX века на Северном бассейне вели промысел донных пород рыбы 43 судна, приобретенных по бербо- ут-чартеру. То есть фрахтователям подобного фло та надо было расплачиваться с владельцами этих судов. А расплатиться можно было лишь интен сивной работой, основным условием для которой было получение должного количества тресковой квоты. «Бербоут-чартер, это, по сути, российская квота, сблокированная с чужим берегом,—та кую формулу выводит Людмила Зацарная, под водя читателя к выбранной теме. —Но иного реального пути обновления флота руководители рыбацких предприятий пока не видят». Что представляет из себя «датский проект»? Схема его финансирования была рассмотре на в Роскомрыболовстве в 1996 году. В до кументах говорится, что Москва гарантирует выделение каждому из четырех судов этого проекта такое количество квот, которое дает право добывать в районах Северной Атланти ки 5800 тонн трески и 1800 тонн пикши еже годно, пока действует договор бербоут-чартера, то есть пока идут выплаты иностранным судо строителям. Естественно, квоты эти выделялись в ущерб другим пользователям, что и вызывало как возмущение рыбопромышленников, так и уменьшение количества квот. В 1999 году для «Севрыбы-2» было выделено 2360 тонн тре ски и 351 тонна пикши, для траулера «Карелия» (третьего в этой серии) —1970 и 470 тонн соот ветственно. На 2000 год этим судам «расписа ли» по 980 тонн трески и 135 тонн пикши. Было подсчитано, что на одну тонну выловленной на «Севрыбе-2» и «Карелии» рыбы в 1999 году приходится более 120 долларов налогов и сбо ров в бюджеты всех уровней, что превышало средний показатель по бассейну. Владельцами судов являлись инвесторы—ЗАО «Севрыба», компания Роял Гриинланд (Гренландия), Евро пейский банк реконструкции и развития (ЕБРР), Датский инвестиционный фонд для Центральной и Восточной Европы, Датский пенсионный фонд, Объединенный Скандинавско-Восточный фонд (Финляндия), верфь «Орсков Христенсенс» (Да ния). Всего собственные инвестиции составили акционерный капитал в 200 млн датских крон. Шла работа по привлечению Датского государ ственного фонда кредитования судостроения, который мог бы предоставить средства всего под один процент годовых, что увеличило бы ак ционерный капитал более чем вдвое. Фрахтователями траулера «Севрыба-2» вы ступали «Севрыба» и Мурманский траловый флот в равных долях. Тралфлот пока не выделял ресурсов на эксплуатацию этого судна. Траулер «Карелия» арендовали «Севрыба» и «Карелрыб- флот». Четвертое судно этой серии «Соловки» готовились поровну «делить» «Севрыба» и Архан гельский тралфлот... Финансовую, эксплуатаци онную и коммерческую деятельность от имени фрахтователей вела компания «Роял Рыба», за регистрированная в Дании и учрежденная «Сев- рыбой» и «Роял Гриинланд». Можно добавить, что компании владельцев, менеджеров «датского проекта» и фрахтователей были зарегистрирова ны на Кипре, где существовали благоприятные условия для развития бизнеса. Суть вопроса и конфликта между Г. В. Тиш- ковым и обладминистраций состоял в том, что местный рыбохозяйственный совет снизил ко эффициент мощности судов «датского проекта» вдвое, обосновав это решение соответству ющими расчетами. Свои расчеты предостав ляла и «Севрыба», но, как мы знаем, прав тот, у кого больше прав. В условиях снижения рос сийского общедопустимого улова (ОДУ) квоты, выделяемые судам «датского проекта», были до неприличия большими. Урезав их, чиновни ки поставили под удар сам проект, затрудн 1 - ли исполнение правительственных обещани а также гарантий «Севрыбы» и ее партнеров по бербоут-чартерным платежам. Кстати, в до говоре о квотогарантиях между бывшим предсе дателем Роскомрыболовства В. Ф. Корельским и руководителем «Севрыбы» Г. В. Тишковым сказано: «Никакие произошедшие или будущие 428
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz