Георги, В. С. Рыбный Мурман в кавычках и без : документально-публицистические хроники Северного рыбопромыслового бассейна последней четверти XX века. В 2 т. Т. 2, ч. 4-7 / Виктор Георги. - Петрозаводск : Verso, 2016. – 476, [1] с. : ил.

Часть седьмая. Рыбная мафия (конец 1990-х годов) И при всей шумихе вокруг «датского проекта» у себя в еженедельнике мы опубликовали лишь один материал, подготовленный Людмилой За- царной. Наш корреспондент попыталась непред­ взято проанализировать все плюсы и минусы этого проекта, своими корнями уходящего в про­ блемы бербоут-чартера, о которых мы уже рас­ сказали на этих страницах. На излете XX века на Северном бассейне вели промысел донных пород рыбы 43 судна, приобретенных по бербо- ут-чартеру. То есть фрахтователям подобного фло­ та надо было расплачиваться с владельцами этих судов. А расплатиться можно было лишь интен­ сивной работой, основным условием для которой было получение должного количества тресковой квоты. «Бербоут-чартер, это, по сути, российская квота, сблокированная с чужим берегом,—та­ кую формулу выводит Людмила Зацарная, под­ водя читателя к выбранной теме. —Но иного реального пути обновления флота руководители рыбацких предприятий пока не видят». Что представляет из себя «датский проект»? Схема его финансирования была рассмотре­ на в Роскомрыболовстве в 1996 году. В до­ кументах говорится, что Москва гарантирует выделение каждому из четырех судов этого проекта такое количество квот, которое дает право добывать в районах Северной Атланти­ ки 5800 тонн трески и 1800 тонн пикши еже­ годно, пока действует договор бербоут-чартера, то есть пока идут выплаты иностранным судо­ строителям. Естественно, квоты эти выделялись в ущерб другим пользователям, что и вызывало как возмущение рыбопромышленников, так и уменьшение количества квот. В 1999 году для «Севрыбы-2» было выделено 2360 тонн тре­ ски и 351 тонна пикши, для траулера «Карелия» (третьего в этой серии) —1970 и 470 тонн соот­ ветственно. На 2000 год этим судам «расписа­ ли» по 980 тонн трески и 135 тонн пикши. Было подсчитано, что на одну тонну выловленной на «Севрыбе-2» и «Карелии» рыбы в 1999 году приходится более 120 долларов налогов и сбо­ ров в бюджеты всех уровней, что превышало средний показатель по бассейну. Владельцами судов являлись инвесторы—ЗАО «Севрыба», компания Роял Гриинланд (Гренландия), Евро­ пейский банк реконструкции и развития (ЕБРР), Датский инвестиционный фонд для Центральной и Восточной Европы, Датский пенсионный фонд, Объединенный Скандинавско-Восточный фонд (Финляндия), верфь «Орсков Христенсенс» (Да­ ния). Всего собственные инвестиции составили акционерный капитал в 200 млн датских крон. Шла работа по привлечению Датского государ­ ственного фонда кредитования судостроения, который мог бы предоставить средства всего под один процент годовых, что увеличило бы ак­ ционерный капитал более чем вдвое. Фрахтователями траулера «Севрыба-2» вы­ ступали «Севрыба» и Мурманский траловый флот в равных долях. Тралфлот пока не выделял ресурсов на эксплуатацию этого судна. Траулер «Карелия» арендовали «Севрыба» и «Карелрыб- флот». Четвертое судно этой серии «Соловки» готовились поровну «делить» «Севрыба» и Архан­ гельский тралфлот... Финансовую, эксплуатаци­ онную и коммерческую деятельность от имени фрахтователей вела компания «Роял Рыба», за­ регистрированная в Дании и учрежденная «Сев- рыбой» и «Роял Гриинланд». Можно добавить, что компании владельцев, менеджеров «датского проекта» и фрахтователей были зарегистрирова­ ны на Кипре, где существовали благоприятные условия для развития бизнеса. Суть вопроса и конфликта между Г. В. Тиш- ковым и обладминистраций состоял в том, что местный рыбохозяйственный совет снизил ко­ эффициент мощности судов «датского проекта» вдвое, обосновав это решение соответству­ ющими расчетами. Свои расчеты предостав­ ляла и «Севрыба», но, как мы знаем, прав тот, у кого больше прав. В условиях снижения рос­ сийского общедопустимого улова (ОДУ) квоты, выделяемые судам «датского проекта», были до неприличия большими. Урезав их, чиновни­ ки поставили под удар сам проект, затрудн 1 - ли исполнение правительственных обещани а также гарантий «Севрыбы» и ее партнеров по бербоут-чартерным платежам. Кстати, в до­ говоре о квотогарантиях между бывшим предсе­ дателем Роскомрыболовства В. Ф. Корельским и руководителем «Севрыбы» Г. В. Тишковым сказано: «Никакие произошедшие или будущие 428

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz