Георги, В. С. Рыбный Мурман в кавычках и без : документально-публицистические хроники Северного рыбопромыслового бассейна последней четверти XX века. В 2 т. Т. 2, ч. 4-7 / Виктор Георги. - Петрозаводск : Verso, 2016. – 476, [1] с. : ил.
Часть седьмая. Рыбная мафия (конец 1990-х годов) — Хорошо. Но для модернизации того же флота нужны деньги. А где их взять? — У инвесторов. Под проценты. И мы это до казали на практике постройкой траулера «Сев- рыба-1». Его эксплуатация подтвердила этот вы вод. И абсолютно не правы те, кто утверждает, дескать, мы за него расплачиваемся квотами. Мы получаем квоту для эксплуатации этого суд на по тем же правилам и нормам, что и любые другие предприятия. Половину квоты трески мы покупаем у тех компаний, которые получили ее бесплатно, но сами выловить не могут. Почему мы можем так делать? Потому что эффектив ность производства на этом судне очень высо ка. Она дает возможность платить за квоту и во время рассчитываться за банковский кредит. До полного погашения задолженности за трау лер осталось два с небольшим года... — Значит, вы на деле доказали перспектив ность постройки новых судов? — Доказать-то доказали. Однако ситуация, как ни смотри, более чем не нормальная. Ка залось бы, радоваться надо, поддерживать: ре бята, давайте построим еще такие суда. А полу чается наоборот — «экономическая диверсия». И вместо того, чтобы решать проблемы рыбной отрасли по существу, слышатся одни и те же раз говоры о «дележе квот»... На мой взгляд, у рыб ной промышленности сегодня один выход — это полная ее реконструктуризация. Мы должны создать новую промышленность на базе новой техники, новой технологии, новых принципах и методах управления.50 Если следовать терминологии Тишкова об этапах развития Северного бассейна, то ро мантический период и последовавшую за ним депрессию сменил этап ожидания, за кото рым должен был начаться период строитель ства. Строительства и модернизации флота, концепцию которого специалисты «Севрыбы» разработали еще в 1993 году. Но этого не про изошло. Я бы назвал последние годы XX века временем «малых дел». Почему же флотоводцы и местная власть не поддержали Г. В. Тишкова? И что за концепция обновления флота предла галась «Севрыбой»? Попробуем ответить на эти вопросы. Одна, но пламенная страсть (Г. В. Тишков) О том, насколько многогранной была про блема строительства но вых судов, мы уже гово рили на этих страницах не раз. С ликвидацией Госкомрыболовства вес ной 1997 года и москов скими «играми» вокруг отечественных биоресур сов проблема эта приоб рела для России новый масштаб, так как страны Европы повели жесткую и последовательную по литику в области морского рыболовства. В перего воры по вопросам добычи рыбы активно включи лось объединенное правительство Общего рынка. Европейский союз начал финансирование науч ных исследований в Баренцевом и Норвежском морях, а тот, кто обладает информацией от подоб ных исследований, уже сможет в дальнейшем дик товать объемы общедопустимого улова и распре деления квот. Иными словами, западные страны смотрели далеко вперед и вполне реально могли стать хозяевами положения. А Россия шаг за ша гом сдавала свои позиции, восстановить которые было бы очень трудно. И на этом фоне нам нужен был современный океанический флот, чтобы под национальным флагом выбирать те ресурсы, ко торые полагались стране. — Наших судовладельцев очень даже лихо купили, в частности, норвежцы, — рассказывает Г. В. Тишков. — У флотов нет оборотных средств, чтобы снабдить суда топливом и прочим необхо димым в рейсе. Норвежские компании кредиту ют их под будущие поставки рыбы, то есть жестко привязывают к себе. Норвегии выгодно так по ступать, поскольку наши суда поставляют сырье на норвежские фабрики, где изготавливают филе и экспортируют его в Европу, США, Канаду. Если мы имеем суда-фабрики, где станем выпускать филе, то отберем у норвежцев тот прибавочный продукт, который зарабатывает их береговая пе реработка. Не случайно наши соседи готовы кре Г. В. Тишков 422
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz