Георги, В. С. Рыбный Мурман в кавычках и без : документально-публицистические хроники Северного рыбопромыслового бассейна последней четверти XX века. В 2 т. Т. 2, ч. 4-7 / Виктор Георги. - Петрозаводск : Verso, 2016. – 476, [1] с. : ил.
Часть седьмая. Рыбная мафия (конец 1990-х годов) правительства этот вопрос на местном уровне не решаем. — Какова роль иностранных инвестиций? — Здесь администрация области может вы ступать лишь как посредник между судовладель цем и российским правительством. Нынче ни кто не собирается вкладывать деньги в рыбную отрасль. А сотрудничать только за счет отдачи своей доли биоресурсов... Подобная деятель ность не может быть постоянной. ...Если говорить о 2000 годе, то легче он не бу дет. Да, общий объем квотируемых объектов про мысла увеличился, хотя по треске квота снижена на 19 процентов. Все закономерно: к биоресур сам надо относиться бережно, думать о долго срочной перспективе. Будет ли создано бассей новое управление? Мы приложили все усилия, чтобы подобное управление создать. В Москве нас поддержали. Это должен быть государствен ный орган управления и финансироваться из бюджета. Ведь государственное управление отраслью нельзя отдавать в частные руки...49 Это, на первый взгляд, дежурное для газеты интервью с высоким руководителем накануне очередного нового года приобретает особый смысл, если заглянуть ваеред и проанализиро вать события, которые произойдут в 2000 году. Прежде всего вспомним, что весной на второй срок был переизбран губернатором Ю. А. Евдо кимов. То есть его команде, в которой остался и Мясников, можно было с удвоенной решимо стью браться за нерешенные на первом этапе задачи. Какие? Они подспудно полностью опре делены в вышеизложенном интервью. Прежде всего, управление Северным бассейном. Так как руководство страны так и не решилось дать «добро» на создание бассейнового Департамен та по рыболовству, то все внимание было об ращено на «Севрыбу», у которой «власть никто не забирал и не собирается забирать». Но как быть, если «государственное управление отрас лью нельзя отдавать в частные руки»»? Значит, это управление надо взять в свои руки — реши ли в обладминистрации и попытались одним выстрелом убить сразу двух зайцев. А, может, и больше. Во-первых, полностью подчинить себе АО «Севрыба», чтобы через него контролировать положение дел на предприятиях рыбного Мур мана. Во-вторых, избавиться от руководителя «Севрыбы» Г. В. Тишкова, который не был в ко манде Евдокимова и мешал проводить подчас волюнтаристскую политику местных властей. В-третьих, посадить в «севрыбовское» кресло Ю. Н. Мясникова, который становился слишком одиозной политической фигурой и своей жестко стью пугал областных чиновников. В-четвертых... Думаю, что вдумчивый читатель сможет продол жить этот подсчет. Значит, и нам пришла пора повнимательнее приглядеться к тактике и стра тегии «Севрыбы» и действиям ее президента Г. В. Тишкова. Глава 3. «СЕВРЫБА» От романтики к тактике «малых дел» В первых главах нашей книги мы уже гово рили о том, что к началу 1994 года флотовод цы пришли к выводу, что негативные процес сы, происходящие в рыбной промышленности Северного бассейна, носят уже необратимый характер. И невозможно (исключая вариант целенаправленной объемной государствен ной поддержки) реанимировать деятельность предприятий в том объеме, в котором это было раньше. Значит, можно реально решать лишь задачу сохранения наиболее эффективной ча сти рыбной промышленности. Иными словами, можно сказать, что закончился так называемый «романтический» период, когда происходящие перемены принимались в основном своем большинстве и руководителями, и трудовыми коллективами с воодушевлением. Цены пере стали быть управляемыми, а внешняя торговля стала либерализованной. Система государствен ного руководства была практически упразднена. А проводившаяся одновременно с этим прива тизация превратила рыбаков в собственников основных фондов и продукции. Значительная разница между ценами на топливо, промвоору- жение и все другие виды материально-техниче 420
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz