Георги, В. С. Рыбный Мурман в кавычках и без : документально-публицистические хроники Северного рыбопромыслового бассейна последней четверти XX века. В 2 т. Т. 2, ч. 4-7 / Виктор Георги. - Петрозаводск : Verso, 2016. – 476, [1] с. : ил.
Часть четвертая. За что боролись? Рыба стала довеском к мясу. Ввели так называ емые «рыбные дни», если не ошибаюсь, вторник и четверг, когда в столовых общепита в меню не было мясных блюд. Хотя для богатых людей в нормальных капиталистических странах рыба давно уже стала не довеском, а деликатесом в повседневной пище. И цена ее была высокой в силу ценности рыбопродукции и затрат на ее добычу. У нас же главным правилом было «мно го и дешево». Пусть так, пусть хоть под девизом «накормить народ», но правительство уделяло внимание рыбной отрасли, и успех, несомнен но, был достигнут... Обо всем этом на страницах «Рыбного Мурмана» рассуждал Г. Р. Шаташви- ли46, главный экономист отдела труда и заработ ной платы «Мурманрыбпрома», уже знакомый читателю по предыдущим главам нашей книги. Рассуждал весьма эмоционально, что заставило готовившую материал к публикации Ольгу Дми- трик сделать приписку: «Как мне передать при письме живую боль и взволнованность речи мо его визави?» — Десятилетиями наш флот был довольно изолирован в мировом сообществе, жил в зам кнутой соцсистеме, заход в инпорт становился событием, — рассказывает Шаташвили. — По этому и создавались автономные суда на зам кнутый цикл производства, которые через полгода везли полные трюмы на внутренний рынок... Сейчас опытные рыбопромыслови ки вдруг заклиниваются на малых судах. Одно дело — промысел в пределах шельфа на сутки- трое, как делают иностранцы. Но ходить меся цами на этих «малышах»... Чем меньше судно, тем меньше условий, чтобы человек чувствовал себя человеком. Можно гордиться способно стью переносить трудности, но стоит ли гордить ся рабским трудом? Большой корабль — это большие возможности: для нормальной работы, нормального жилья, отдыха, хорошего питания и хорошей воды. Вот пытаюсь убедить и свое руководство, что БМРТ вполне можно и нужно отправлять на промысел в Баренцево море. Только надо хорошенько просчитать экономи ку промысла. Допустим, сейчас корабль идет в море Ирмингера ловить 8— 10 тонн окуня в сутки. Спрашивается, зачем сажать на этот БМРТ 70 человек, когда с таким объемом ра боты справятся и 35? Считаться с сезонным характером лова — не просто переводить вре мя и топливо, а идти туда, тогда и теми силами, где завтра будет максимальная загрузка мощ ностей. «Мурмансельдь» (нынешний «Мурман- рыбпром») ведь и создавалась для сезонного лова сельди. В июне буквально выталкивались до двухсот траулеров на промысел, а в янва ре-феврале, когда сельдь отнерестится и ста нет тощей, все возвращались домой. Раньше в обком партии вызывали начальника флота и трясли его не за то, что сколько-то недоловил, а спрашивали, почему в море вышло меньше судов, чем есть в наличии? Теперь отчитывать ся, сколько судов на промысле, не надо — надо считать, сколько в кармане денег после расчета с налогами и кредиторами.47 Ну а сколько денег в наличии было в карма не АО «Мурманрыбпром» осенью 1993 года? О том на общем собрании акционеров флота доложил генеральный директор акционерного общества Л. С. Брейхман. Прибыль за девять месяцев с начала года составила 8 миллиардов рублей, из них в бюджет придется перечислить около двух миллиардов, а оставшихся средств не хватит на серьезную программу по ремонту и переоборудованию судов. Поэтому флот при влекает заемные средства, заключает контрак ты с иностранными инвесторами, в основном с немецкими.. 48 Через несколько месяцев по сле отчетного собрания акционеров журналист «Рыбного Мурмана» Инна Березюк нашла воз можность встретиться с Брейхманом в более ка мерной обстановке. — Поговорили о тягостных многомиллионных налогах, о безденежье и дороговизне, о списа нии БМРТ и приобретении новых судов, — пишет корреспондентка. — Даже в такой ситуации флот пополнился за последние два года тремя про мысловыми судами: два — типа СРТМ-к и один ПСТ, которые успешно работают в Баренцевом море. А еще взяли в тайм-чартер у фарерской компании среднетоннажный траулер... Лев Се менович нажимает кнопки калькулятора: — Это судно называется «Сайда». На нем выпускают клипфиск. Продукцию покупает фа 40
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz