Георги, В. С. Рыбный Мурман в кавычках и без : документально-публицистические хроники Северного рыбопромыслового бассейна последней четверти XX века. В 2 т. Т. 2, ч. 4-7 / Виктор Георги. - Петрозаводск : Verso, 2016. – 476, [1] с. : ил.

Часть четвертая. За что боролись? Рыба стала довеском к мясу. Ввели так называ­ емые «рыбные дни», если не ошибаюсь, вторник и четверг, когда в столовых общепита в меню не было мясных блюд. Хотя для богатых людей в нормальных капиталистических странах рыба давно уже стала не довеском, а деликатесом в повседневной пище. И цена ее была высокой в силу ценности рыбопродукции и затрат на ее добычу. У нас же главным правилом было «мно­ го и дешево». Пусть так, пусть хоть под девизом «накормить народ», но правительство уделяло внимание рыбной отрасли, и успех, несомнен­ но, был достигнут... Обо всем этом на страницах «Рыбного Мурмана» рассуждал Г. Р. Шаташви- ли46, главный экономист отдела труда и заработ­ ной платы «Мурманрыбпрома», уже знакомый читателю по предыдущим главам нашей книги. Рассуждал весьма эмоционально, что заставило готовившую материал к публикации Ольгу Дми- трик сделать приписку: «Как мне передать при письме живую боль и взволнованность речи мо­ его визави?» — Десятилетиями наш флот был довольно изолирован в мировом сообществе, жил в зам­ кнутой соцсистеме, заход в инпорт становился событием, — рассказывает Шаташвили. — По­ этому и создавались автономные суда на зам­ кнутый цикл производства, которые через полгода везли полные трюмы на внутренний рынок... Сейчас опытные рыбопромыслови­ ки вдруг заклиниваются на малых судах. Одно дело — промысел в пределах шельфа на сутки- трое, как делают иностранцы. Но ходить меся­ цами на этих «малышах»... Чем меньше судно, тем меньше условий, чтобы человек чувствовал себя человеком. Можно гордиться способно­ стью переносить трудности, но стоит ли гордить­ ся рабским трудом? Большой корабль — это большие возможности: для нормальной работы, нормального жилья, отдыха, хорошего питания и хорошей воды. Вот пытаюсь убедить и свое руководство, что БМРТ вполне можно и нужно отправлять на промысел в Баренцево море. Только надо хорошенько просчитать экономи­ ку промысла. Допустим, сейчас корабль идет в море Ирмингера ловить 8— 10 тонн окуня в сутки. Спрашивается, зачем сажать на этот БМРТ 70 человек, когда с таким объемом ра­ боты справятся и 35? Считаться с сезонным характером лова — не просто переводить вре­ мя и топливо, а идти туда, тогда и теми силами, где завтра будет максимальная загрузка мощ­ ностей. «Мурмансельдь» (нынешний «Мурман- рыбпром») ведь и создавалась для сезонного лова сельди. В июне буквально выталкивались до двухсот траулеров на промысел, а в янва­ ре-феврале, когда сельдь отнерестится и ста­ нет тощей, все возвращались домой. Раньше в обком партии вызывали начальника флота и трясли его не за то, что сколько-то недоловил, а спрашивали, почему в море вышло меньше судов, чем есть в наличии? Теперь отчитывать­ ся, сколько судов на промысле, не надо — надо считать, сколько в кармане денег после расчета с налогами и кредиторами.47 Ну а сколько денег в наличии было в карма­ не АО «Мурманрыбпром» осенью 1993 года? О том на общем собрании акционеров флота доложил генеральный директор акционерного общества Л. С. Брейхман. Прибыль за девять месяцев с начала года составила 8 миллиардов рублей, из них в бюджет придется перечислить около двух миллиардов, а оставшихся средств не хватит на серьезную программу по ремонту и переоборудованию судов. Поэтому флот при­ влекает заемные средства, заключает контрак­ ты с иностранными инвесторами, в основном с немецкими.. 48 Через несколько месяцев по­ сле отчетного собрания акционеров журналист «Рыбного Мурмана» Инна Березюк нашла воз­ можность встретиться с Брейхманом в более ка­ мерной обстановке. — Поговорили о тягостных многомиллионных налогах, о безденежье и дороговизне, о списа­ нии БМРТ и приобретении новых судов, — пишет корреспондентка. — Даже в такой ситуации флот пополнился за последние два года тремя про­ мысловыми судами: два — типа СРТМ-к и один ПСТ, которые успешно работают в Баренцевом море. А еще взяли в тайм-чартер у фарерской компании среднетоннажный траулер... Лев Се­ менович нажимает кнопки калькулятора: — Это судно называется «Сайда». На нем выпускают клипфиск. Продукцию покупает фа­ 40

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz