Георги, В. С. Рыбный Мурман в кавычках и без : документально-публицистические хроники Северного рыбопромыслового бассейна последней четверти XX века. В 2 т. Т. 2, ч. 4-7 / Виктор Георги. - Петрозаводск : Verso, 2016. – 476, [1] с. : ил.

Глава 2. Область рования строительства отечественного флота рыбной отрасли. При этом обусловить предо­ ставление кредита обязательством судовла­ дельца перечислять полученную в ходе эксплу­ атации построенного судна прибыль в течение примерно 10 лет — срок его стабилизационного возврата с учетом процентов. Возвращенные таким образом деньги можно использовать для модернизации отечественных судостроитель­ ных предприятий, что сделает их со временем привлекательными для российских судовла­ дельцев.45 Весьма интересны рассуждения, которыми поделился с читателями «Рыбного Мурмана» начальник управления развития флота Депар­ тамента по рыболовству РФ В. И. Шинкаренко. Словно развивая точку зрения П. В. Виноградо­ ва, он пишет: — Обновлению флота препятствуют недостат­ ки кредитной политики в России и сегодняшняя налоговая политика. Рассмотрим в качестве примера такой случай. Предприниматель зара­ ботал один миллион долларов. У него — старый пароход, который надо отремонтировать. Что говорит наше правительство? «Ты вкладывай деньги, а я, может быть, тебе отдам 20 процен­ тов». Окупаемость судна 8— 10 лет. Значит, пред­ приниматель должен потратить собственный миллион на «железо». И это «железо» вернет ему этот миллион через 10 лет. Так зачем предпри­ нимателю тратить свой миллион, когда он у него уже есть? Во всем мире делается по-другому. Если у предпринимателя есть миллион, то он пускает его в дело — кладет под проценты или приобре­ тает акции. То есть отправляет деньги зарабаты­ вать. А сам берет в банке кредит. И его собствен­ ный миллион служит обеспечением того кредита, который он берет. Так что он работает с «чужими» деньгами. В то же время как его деньги в бан­ ке возьмет другой. И пока этой схемы не будет у нас в стране — ничего не произойдет! Не будут люди тратить свои деньги на обновление флота. Это — психология. Но это — реальности, которые нам не перепрыгнуть... Сегодня в отрасли по поводу флота суще­ ствуют два мнения, причем полностью про­ тивоположные. Согласно первому в России флота не хватает, так что его надо срочно по­ полнять— этой позиции придерживаются люди, стремящиеся войти в рыбный бизнес. Традици­ онные же рыбаки, наоборот, считают, что флота и своего уже достаточно. Собственно, именно здесь и кроется основная сегодняшняя про­ блема флота — его децентрализация. С каждым годом становится все больше компаний, вла­ деющих только одним судном. Доходит до того, что у одного судна оказывается сразу несколько владельцев. Хорошо это или плохо? С точки зре­ ния обновления флота — плохо. Новое судно, са­ мое маленькое, которое строится в Северодвин­ ске, стоит восемь миллионов долларов. Чтобы это судно работало экономически эффективно, ему надо 2,5—3 тысячи тонн квоты (если считать по треске или пикше). Но сегодня расплодилось столько фирм, имеющих по одному-два паро­ хода, что после распределения квот на каждое судно приходится всего по 500—700 тонн. Таким образом 6—8 судовладельцев должны объеди­ ниться, списать 10— 12 своих пароходов, чтобы вместе купить... один. Возможно ли это в нашей жизни? Естественно, нет.46 А на нет, как говорится, и суда нет. Ни суда, ни судна. Значит, российский флот вновь на­ целен лишь на иностранные рынки и работает только на рентабельных объектах. И численность этого флота будет ровно такой, сколько нужно судов для изъятия этих рентабельных объектов. В принципе, даже при изменении отношения к рыбной отрасли на федеральном уровне, даже при вложении денег в рыбодобывающий флот, в конце XX века всем уже стало ясно, что старые времена не вернуть. Что российский флот уже никогда не обеспечит свое присутствие во всех регионах Мирового океана, которые в свое вре­ мя «пахали» наши рыбаки. Многое меняется в лучшую сторону? В 1999 году на заседании ассоциации «Севе­ ро-Запад» нашим чиновникам удалось отстоять свой вариант создания бассейнового рыбно­ го департамента в Мурманске. Напомню, что 417

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz