Георги, В. С. Рыбный Мурман в кавычках и без : документально-публицистические хроники Северного рыбопромыслового бассейна последней четверти XX века. В 2 т. Т. 2, ч. 4-7 / Виктор Георги. - Петрозаводск : Verso, 2016. – 476, [1] с. : ил.

Часть седьмая. Рыбная мафия (конец 1990-х годов) Побединской». Рыбная тема всегда была выгод­ ной для депутатов всех мастей. Ведь бороться (именно бороться!) в Мурманской области надо за рыбу, в Тюменской — за нефть, в Архангель­ ской или Карелии — за лес, и так далее. А с кем бороться? Ну конечно же, с рыбной (нефтяной, лесной и т. д.) мафией! Вот и боролись, профу­ кав разрешенный правительством эксперимент по безналоговому заходу в порт сейнера-трауле­ ра «Мурман-2». Дважды столь счастливый билет не выпадает. Бербоут-чартер и стратегия судостроения Мы уже упоминали на этих страницах о том, что очередной глава Госкомрыболовства Ю. Си- нельник заклеймил бербоут-чартер как легаль­ ное разграбление национальных ресурсов. Но почему обычный договор фрахта, то есть до­ говор аренды, когда судно без экипажа на опре­ деленный срок переходит в полное владение и распоряжение фрахтователя, может нанести такой урон государству Российскому? Да по­ тому что при этом выплаты по договору, как правило, идут за счет поставок за рубеж вылов­ ленной этим судном рыбы. Более четко и ясно по этому поводу сказал премьер-министр Пра­ вительства В. В. Путин во время своего визи­ та в Архангельск: мы сами должны добывать и обрабатывать свои биоресурсы, сами должны строить и модернизировать свой флот у себя дома! Кто же спорит? Но где концепция про­ граммы обновления флота, какие государством предлагаются конкретные пути финансирования строительства и модернизации отечественного рыболовного флота? Мы постоянно надеемся на какие-то мифические иностранные инвести­ ции, которых нет и быть не может при отсутствии необходимых гарантий и понятного, прозрачно­ го законодательства. Но разве бербоут-чартер не определенная, специфическая форма инве­ стиций? Россия получает еще вполне современ­ ные западные суда (тот же сейнер-траулер «Мур- ман-2»), которые через конкретное, указанное в договоре время переходят в полную собствен­ ность отечественных судовладельцев. Да, «бер- боутные» суда не заходят в российские порты во время погашения стоимости судна. Но в ус­ ловиях крайне низкого финансирования строи­ тельства новых судов практика бербоут-чартера стала для наших рыбаков чуть ли единственным способом хоть как-то обновить неуклонно старе­ ющий флот.44(Вышеприведенные размышления взяты мною из статьи норвежского журналиста Мортена Викебу, который не раз бывал в ре­ дакции «Рыбного Мурмана» и мы поддерживали с ним деловые дружеские отношения.) Мурманские флотоводцы, слушая сентенции из уст очередного руководителя Госкомрыболов­ ства, не спешили делать каких-то телодвижений. Все понимали, что 70 процентов действующего рыболовного флота России построено за грани­ цей. То есть строить современные траулеры мы у себя дома просто не научились. И не научимся, пока отечественные судостроительные предпри­ ятия работают в условиях глубокого экономи­ ческого кризиса, едва сводя концы с концами. Ведь на разработку только проекта современ­ ного траулера уходит полтора-два года. И все это на фоне эффективно работающих иностран­ ных судоверфей, где можно разместить заказ на льготных для наших рыбаков условиях кре­ дитования. Потому-то российский судовладелец при всем своем патриотизме вынужден строить суда за границей, что не выгодно государству в целом, которое недополучает в бюджет значи­ тельные суммы из-за отсутствия налоговых по­ ступлений от простаивающих судоверфей. Как изменить сложившуюся ситуацию? Свою точку зрения на эту проблему изложил на страницах «Рыбного Мурмана» управляющий «Севрыб- промразведкой» П. В. Виноградов: — Считаю, что прежде всего необходимо из­ менить условия, которые заставляют судовла­ дельцев прибегать к схеме бербоут-чартера или брать кредиты за рубежом, часто в обоих слу­ чаях расплачиваясь выловленными биоресур­ сами. И сделать это может только государство за счет, скажем, протекционистской фискаль­ ной политики по отношению к судовладельцам. Одним из вариантов ее реализации могло бы стать открытие льготной кредитной линии в Цен­ тральном банке России для целевого финанси­ 416

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz