Георги, В. С. Рыбный Мурман в кавычках и без : документально-публицистические хроники Северного рыбопромыслового бассейна последней четверти XX века. В 2 т. Т. 2, ч. 4-7 / Виктор Георги. - Петрозаводск : Verso, 2016. – 476, [1] с. : ил.
Часть седьмая. Рыбная мафия (конец 1990-х годов) Побединской». Рыбная тема всегда была выгод ной для депутатов всех мастей. Ведь бороться (именно бороться!) в Мурманской области надо за рыбу, в Тюменской — за нефть, в Архангель ской или Карелии — за лес, и так далее. А с кем бороться? Ну конечно же, с рыбной (нефтяной, лесной и т. д.) мафией! Вот и боролись, профу кав разрешенный правительством эксперимент по безналоговому заходу в порт сейнера-трауле ра «Мурман-2». Дважды столь счастливый билет не выпадает. Бербоут-чартер и стратегия судостроения Мы уже упоминали на этих страницах о том, что очередной глава Госкомрыболовства Ю. Си- нельник заклеймил бербоут-чартер как легаль ное разграбление национальных ресурсов. Но почему обычный договор фрахта, то есть до говор аренды, когда судно без экипажа на опре деленный срок переходит в полное владение и распоряжение фрахтователя, может нанести такой урон государству Российскому? Да по тому что при этом выплаты по договору, как правило, идут за счет поставок за рубеж вылов ленной этим судном рыбы. Более четко и ясно по этому поводу сказал премьер-министр Пра вительства В. В. Путин во время своего визи та в Архангельск: мы сами должны добывать и обрабатывать свои биоресурсы, сами должны строить и модернизировать свой флот у себя дома! Кто же спорит? Но где концепция про граммы обновления флота, какие государством предлагаются конкретные пути финансирования строительства и модернизации отечественного рыболовного флота? Мы постоянно надеемся на какие-то мифические иностранные инвести ции, которых нет и быть не может при отсутствии необходимых гарантий и понятного, прозрачно го законодательства. Но разве бербоут-чартер не определенная, специфическая форма инве стиций? Россия получает еще вполне современ ные западные суда (тот же сейнер-траулер «Мур- ман-2»), которые через конкретное, указанное в договоре время переходят в полную собствен ность отечественных судовладельцев. Да, «бер- боутные» суда не заходят в российские порты во время погашения стоимости судна. Но в ус ловиях крайне низкого финансирования строи тельства новых судов практика бербоут-чартера стала для наших рыбаков чуть ли единственным способом хоть как-то обновить неуклонно старе ющий флот.44(Вышеприведенные размышления взяты мною из статьи норвежского журналиста Мортена Викебу, который не раз бывал в ре дакции «Рыбного Мурмана» и мы поддерживали с ним деловые дружеские отношения.) Мурманские флотоводцы, слушая сентенции из уст очередного руководителя Госкомрыболов ства, не спешили делать каких-то телодвижений. Все понимали, что 70 процентов действующего рыболовного флота России построено за грани цей. То есть строить современные траулеры мы у себя дома просто не научились. И не научимся, пока отечественные судостроительные предпри ятия работают в условиях глубокого экономи ческого кризиса, едва сводя концы с концами. Ведь на разработку только проекта современ ного траулера уходит полтора-два года. И все это на фоне эффективно работающих иностран ных судоверфей, где можно разместить заказ на льготных для наших рыбаков условиях кре дитования. Потому-то российский судовладелец при всем своем патриотизме вынужден строить суда за границей, что не выгодно государству в целом, которое недополучает в бюджет значи тельные суммы из-за отсутствия налоговых по ступлений от простаивающих судоверфей. Как изменить сложившуюся ситуацию? Свою точку зрения на эту проблему изложил на страницах «Рыбного Мурмана» управляющий «Севрыб- промразведкой» П. В. Виноградов: — Считаю, что прежде всего необходимо из менить условия, которые заставляют судовла дельцев прибегать к схеме бербоут-чартера или брать кредиты за рубежом, часто в обоих слу чаях расплачиваясь выловленными биоресур сами. И сделать это может только государство за счет, скажем, протекционистской фискаль ной политики по отношению к судовладельцам. Одним из вариантов ее реализации могло бы стать открытие льготной кредитной линии в Цен тральном банке России для целевого финанси 416
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz