Георги, В. С. Рыбный Мурман в кавычках и без : документально-публицистические хроники Северного рыбопромыслового бассейна последней четверти XX века. В 2 т. Т. 2, ч. 4-7 / Виктор Георги. - Петрозаводск : Verso, 2016. – 476, [1] с. : ил.

Глава 2. Область К. Н. Буданов смежников. Часто практиковались бартерные операции, например, меняли рыбу на варенье или картошку. И это был не худший вариант, так как векселя и прочие бумажные договоры чаще всего тянули за собой судебные разбира­ тельства и прочие отнимающие время и деньги хлопоты. А картошка... Впрочем, с мешком кар­ тошки в банк не пойдешь, ею налоги или зар­ плату платить не будешь — не поймут. Поэтому наличные деньги на счете в банке предприятия старались иметь. Горькая правда состояла в том, что боль­ шинство рыбоперерабатывающих предприятий Мурманской области находились на полупростое из-за нехватки сырья. Они в несколько раз со­ кратили численность работающих, практически не получали никакого технического развития. Их руководителям приходилось всеми правда­ ми и неправдами поддерживать рабочий ритм, чтобы выжить, продержаться еще год-другой. По­ чему же рыбообработчикам не хватало сырья? Прежде всего потому, что цена на полуфабрикат, продаваемый флотами и рыболовными компа­ ниями, достаточно высока. Если завод купит это сырье, добавит к его цене свои затраты на пере­ работку, а оптовая и розничная торговли накру­ тят свои издержки, то в результате мы в магази­ нах получим рыбную продукцию по той самой цене, которая и держится нынче. Продать такой товар — дело весьма сложное. Значит, проблема­ тичен и возврат денег по всей цепочке к произ­ 0. П. Найденов В. А. Хижняков водителю. В результате производство или встает, или банкротится... Где выход? Может, стоит попы­ таться найти способ, чтобы рыбаки поставляли сырье по более низкой цене? Но как? Задав все эти вопросы,- пришла пора рассказать об экс­ перименте по освобождению сейнера-траулера «Мурман-2» от таможенных пошлин и налогов при ввозе рыбопродукции в Мурманск. Сейнер-траулер «Мурман-2» в 1999 году за пять заходов в порт поставил около четырех тысяч тонн рыбы. Что же это за чудо-траулер? Для сравнения можно сказать, что крупные суда Северного бассейна типа «Горизонт» или «Пул­ ковский меридиан» при хорошей промысловой обстановке способны набрать груз в две тысячи тонн за 20 и более дней. А «Мурман-2» легко мо­ жет сделать это за два дня. Причем экипаж у тра­ улера в 3—4 раза меньше, чем у вышеуказанных судов. Меньше и расход топлива, так как про­ мысел мойвы и сельди осуществляется не тра­ лом, а кошельковым неводом. В итоге затраты на единицу выпускаемой продукции на «Мурма- не-2» значительно ниже, значит, и рыбу он может продать по более низкой цене, не оставаясь при этом в накладе. Работать же этот чудо-траулер, построенный, естественно, за рубежом, должен в связке с береговыми рыбофабриками, так как именно в этом случае достигается наивысший экономический эффект. Но по существующему законодательству если купленное на западе суд­ но пересекает государственную границу России, 413

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz