Георги, В. С. Рыбный Мурман в кавычках и без : документально-публицистические хроники Северного рыбопромыслового бассейна последней четверти XX века. В 2 т. Т. 2, ч. 4-7 / Виктор Георги. - Петрозаводск : Verso, 2016. – 476, [1] с. : ил.
Часть седьмая. Рыбная мафия (конец 1990-х годов) находит возможность даже для образных срав нений Буданов. — Так и наши флоты. Нашли при менение крупнотоннажным судам, перестроили управление. Сейчас сырьевая база благопри ятствует успешной работе. Пока еще есть флот, хотя 50 процентов его — старые суда. Но уже начали строить новые. Конечно, супертрауле ры «Севрыба-1» и «Иван Шаньков» не заменят крупнотоннажные суда, не смогут поставлять большие объемы добычи. Значит, надо строить и крупные корабли, хотя без государственной дотации они убыточны. — Но государство не желает дотировать от расль. — Поэтому моя позиция (и я не раз выска зывал ее на различных уровнях): за счет трески и других валютоемких объектов промысла надо дотировать низкорентабельный и даже убыточ ный промысел. — Вы считаете, это — выход? — А за счет чего суда тралового флота рабо тают у берегов Африки? Именно за счет трески приобретается для «африканских» судов снабже ние, топливо и т. п. Зато крупнотоннажные суда не ушли на резку или на бесконечный отстой, флот и бюджет имеют от работы тех судов деньги, и опять же — рабочие места сохранены. — Идиллия! А самим-то флотам каково? — Я знаю. Во всем мире рыбная отрасль дотируется государством. Можно использовать и непрямые инвестиции: то ли освободить от на логов, то ли снизить тарифы. Главное, чтобы от расль работала. За 10 месяцев прошлого года рыбная отрасль дала области 1 триллион 600 миллиардов рублей валового продукта! Уничто жить такую золотую курицу? Нет, надо помогать всеми путями. — Флотам начать бы с «чистого листа», долги простить! — Конечно. Если долг у тралфлота 110 мил лионов долларов, у «Мурманрыбпрома» — 50, то если даже продать эти флоты со всеми «по трохами», такую сумму не осилить. А ведь те дол ги — не кредиты, а следствие правительственных нелепостей. Сначала разрешили использовать флотам валюту за границей на закупку топлива, продуктов и прочие расходы для судов, и — сле дом — выходит другая инструкция — запрет, всю валюту везите в Россию, обменивайте... Так по лучились немыслимые суммы долга. Я убежден: надо эти долги простить... — И тем не менее жизнь продолжается, стро ятся новые суда... — Странная позиция у Госкомрыболовства: в разработанной ими концепции предусматри вается, что 74 процента средств, необходимых для обновления флота, должны быть собственны ми. Откуда же флот возьмет такие деньги, если он сегодня вынужден использовать в качестве оборотных средств амортизационные отчисле ния! Кстати, сейчас готовится закон, который запрещает это делать. И тогда можно ставить крест на флотах. Политика нашего государства направлена не на поддержку, а на удушение производства. — Однако флот обновлять необходимо. — Да, но для этого нужно минимум 100- 120 млн долларов. На такую сумму можно по строить суда на Украине: БАТ типа «Горизонт» за 10— 12 млн долларов и хороший среднетон нажный траулер за 3 млн долларов. Если бы наши флоты остались государственными, то эту проблему вполне бы можно решить на межпра вительственном уровне: мы ведь поставляем Украине топливо, газ, вот бы взамен и получи ли корабли. Но сейчас кому их отдать? В резуль тате строим очень красивые маленькие суда в 5—6 раз дороже. Траловый флот нашел хоро ший путь для этого — межправительственный договор. Чего не скажешь о «Севрыбе». Для вы платы стоимости «Севрыбы-1» надо примерно 7 тысяч тонн трески в год. Где же взять столько? — Но «Севрыба» в своей программе имела в виду интеграцию, всем предлагалось строить суда вскладчину...35 Не будем торопиться и, продолжая тему об новления флота, раскрывать тактику и страте гию АО «Севрыба» и ее руководителя Г. В. Тиш- кова в этом направлении. Всему свое время. Поговорим о позиции Мурманской областной администрации к рыбной отрасли в целом, о тех конкретных шагах, которые предпринимали об лаченные властью чиновники для поддержки рыбного Мурмана. 408
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz