Георги, В. С. Рыбный Мурман в кавычках и без : документально-публицистические хроники Северного рыбопромыслового бассейна последней четверти XX века. В 2 т. Т. 2, ч. 4-7 / Виктор Георги. - Петрозаводск : Verso, 2016. – 476, [1] с. : ил.
Глава 5. Шторм круглые сутки («Мурманрыбпром») этого не выдержит. Я не виню налоговую ин спекцию, это — механизм, это — руки, которыми государство грабит производителя. Нужно ви нить законодателей. И если некоторым мелким структурам удается выкручиваться то ли с помо щью двойной бухгалтерии, то ли других сомни тельных мер, то в масштабе нашего флота это невозможно. Да и самоуважение не позволит нам пойти на такое. Однако при существующей инфляции, при таких налогах и взаимозадолжен- ности жить становится невмоготу. Судя по стати стике, зарплата у работников промышленности все больше и больше отстает от заработков, ска жем, в банках, от тех, кто торгует деньгами. И это понятно. Мы каждый месяц перечисляем мил лиарды рублей только за проценты по кредитам. Ведь кредитные ставки достигают 250 процен тов. Как поднимать зарплату, если свободной прибыли практически не остается? А поднимать цену на продукцию уже невозможно. Раз нет свободной прибыли, то нет и возможности вы плачивать хорошие дивиденды. Отвлекать боль шие средства на это неразумно, а выплачивать символические суммы в условиях инфляции просто неэтично. Лучше платить работающим зарплату. — У вас предполагается какая-то перестрой ка в структуре управления? — Холдинг создавать не будем. Но сейчас работает команда из молодых тралфлотовцев: некий генератор идей по поводу реорганиза ции управления. Потом обсудим, лучшие идеи осуществим. Но уже сейчас сокращены «бумаж ные» отделы, усилены коммерческие службы. Но... Короче говоря, еще год такой политики государства — и не надо никакой интервенции. Мы сами умрем. Хотя об этом ни говорить, ни думать не имеем права. Но то, что сегодня весь Северный бассейн вылавливает чуть боль ше того объема, с которым в былые годы справ лялся один тралфлот — это факт...43 Летом 1994 года Комитет России по рыбо ловству провел анализ работы предприятий, которые имели структуру баланса неудовлетво рительную, а сами были неплатежеспособны и финансово несостоятельны. Наряду с други ми в представленном в правительство списке предприятий числился и Мурманский траловый флот.44 После подобных результатов анализа ген директор тралфлота Ю. Б. Прутков уже не рас суждает о «субъективных недоработках», а гово рит прямым текстом об объективных причинах: — Без определенного внимания государ ства отрасль не может существовать. Внимание это может выражаться в разных формах: это и квотирование, и решения на международном уровне, и разумное налогообложение. А может, определенные дотации. Но то, что творится сей час, долго продолжаться не может. На развитие флота нет ни копейки...45 Глава 5. ШТОРМ КРУГЛЫЕ СУТКИ («Мурманрыбпром») За годы безвластия (или двоевластия, на зовите как хотите) наши рыбные «генералы» окончательно отбросили какие-либо надежды на помощь и дотации государства. В этот период между двух «революций» — с августа 1991 года по октябрь 1993-го, когда Б. Н. Ельцин оконча тельно «воцарился» в стране, разогнав конститу ционный и всенародно избранный Верховный Совет России, — стало ясно, что ревизионист ский подход к производственной сфере обер нулся, как и в политике, отрицанием всего преж него, хорошего и плохого, что было накоплено десятилетиями при советской власти. «Весь мир насилья мы разрушим, а затем...» — пели боль шевики в 1917-м и кричали с трибун псевдоде мократы в начале 1990-х годов. Вот об этом-то «затем» и болели головы у руководителей пред приятий Северного бассейна. Простая вроде арифметика... (JI. С. Брейхман) При всех пороках советской власти в стране был создан мощный промысловый флот с квали- фицированнейшими кадрами и серьезной на учной базой. Да, значение отрасли партаппарат чики свели к двум словам — «накормить народ». 39
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz