Георги, В. С. Рыбный Мурман в кавычках и без : документально-публицистические хроники Северного рыбопромыслового бассейна последней четверти XX века. В 2 т. Т. 2, ч. 4-7 / Виктор Георги. - Петрозаводск : Verso, 2016. – 476, [1] с. : ил.
Глава 2. Область кредитования флотов, началось некое обновле ние флота, создан Рыбхозбанк, установились эко номические взаимоотношения с зарубежными партнерами. Вылов рыбы возрос с 3,5 млн тонн в 1994-м до 4,5—4,7 млн тонн в 1996— 1997 го дах. И тут грянуло очередное реформирование. О том, почему периодически повторяются эти разгоны, среди рыбаков — в отсутствие вразу мительных официальных разъяснений — цирку лируют различные домыслы и версии. Версия первая, политическая. Лидер ЛДПР Жириновский не раз высказывал желание «по- рулить» рыбным ведомством. К тому же рыбаки всячески противятся передаче Японии Южных Курил. Вот и добивают Госкомрыболовство с тем, чтобы Жириновскому не на что было претендо вать, и чтобы некому было в Москве отстаивать интересы рыбаков, промышляющих у Южных Курил. Версия вторая, экономическая. Пора вве сти либеральные рыночные отношения в сфере пользования рыбными ресурсами и передать управление ими другим ведомствам. Госкомры боловство оказывается помехой дележу. Версия третья, силовая. Криминальная ак тивность в рыбной отрасли достигла небыва лых масштабов, и всё, что связано с охраной морских ресурсов, необходимо поручить сило викам — морским пограничникам. Вот только беда — денег на эти цели в бюджете нет. Но уже наготове обоснование: за рубеж якобы утекает то ли 2, то ли 10 млрд долларов ежегодно, и спа сти эти деньги можно только при условии допол нительного финансирования силовиков (в част ности ФПС), Госкомэкологии и общественных экологических организаций. И опять мешает Госкомрыболовство, которое опротестовывает дутые цифры и метод их расчета. - Полагаю, — заявляет В. К. Зиланов, — что все же истинная причина частых реорганиза ций федерального органа по рыболовству лежит глубже и совмещает эти три версии. В основе всего — развернувшаяся в условиях ослабления государства жесткая борьба за распоряжение возобновляемыми биоресурсами 200-мильной морской экономической зоны и континенталь ного шельфа России и попытки введения для российских рыбопромышленников платы за их использование. А это, при возможном объеме улова в пределах 4,5—6,5 млн тонн и первона чальной стоимости сырья на уровне среднеми ровых расчетных цен, от полутора до двух мил лиардов долларов в зависимости от видового состава улова. Именно такую сумму — около 2 млрд долларов — хотели бы обложить данью властные и мафиозные структуры...32 Именно так — «властные и мафиозные струк туры» — пишет профессор Зиланов, не отделяя одних от других. Но не эти миллиарды, а «всего» 150—200 миллионов долларов могут получить федеральные органы официальной и теневой власти с иностранных компаний и собственных рыбаков от торговли морскими ресурсами стра ны. Ведь надо хоть что-то оставить на затраты судовладельцев по добыче, первичной обработ ке уловов, на кредиты по оборотным средствам, амортизацию, налоги и т. д. Прямо скажем, что и пара сотен миллионов «зеленых» — сумма не малая. Эти деньги флотоводцы сразу же отнесут на рыбную продукцию, и результатом станет по вышение розничных цен на 10—15 процентов. Вновь пострадает простой налогоплательщик, то есть мы с тобой, уважаемый читатель. Глава 2. ОБЛАСТЬ «Плюс небольшой новый флот...» (Мясников, Буданов) Придя к власти, Юрий Евдокимов взял к себе в замы бывшего соперника по выборной борьбе за пост губернатора Мурманской обла сти Ю. Н. Мясникова. Именно этому довольно- таки жесткому в суждениях и поступках человеку в дальнейшем предстоит во многом определять политику рыбной отрасли Северного бассейна. Дважды в первой половине 1997 года взяла ин тервью у Мясникова наш корреспондент Инна Березюк. Она пишет: — Я сама напросилась на встречу с Юри ем Николаевичем. Конечно, знала, насколько сейчас занят вице-губернатор, понимала, что 405
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz