Георги, В. С. Рыбный Мурман в кавычках и без : документально-публицистические хроники Северного рыбопромыслового бассейна последней четверти XX века. В 2 т. Т. 2, ч. 4-7 / Виктор Георги. - Петрозаводск : Verso, 2016. – 476, [1] с. : ил.

Часть седьмая. Рыбная мафия (конец 1990-х годов) за собой в «рыбную» команду еще шесть генера­ лов и пять полковников. Однако от назначения их на высокие посты темпы добычи рыбы еще более упали, а состояние многих предприятий отрасли оставалось просто катастрофическим. Стало ясно, что пока наши доблестные воен­ ные получат необходимый профессионализм, улучшения в рыбном деле в ближайшее время ожидать не приходится. Какие силовые и опе­ ративные меры к этому ни применяй. Трижды за четыре месяца 1999 года правительство страны рассматривало вопрос о том, как наве­ сти порядок в своем рыбном хозяйстве. Пора, давно было пора переходить от слов к делу. Но... Первым, кто на страницах «Рыбного «Мурмана» высказал критические замечания в адрес Гос­ комрыболовства, стал председатель комитета по рыбохозяйственному комплексу администра­ ции области А. А. Евенко. В одном из интервью он заявил: — Комиссия главного контрольного управ­ ления Президента РФ, которая месяц назад закончила работу у нас в Мурманске, одним из своих замечаний записала слабую работу на­ шего комитета по структурной перестройке ры­ бохозяйственного комплекса региона. Это после того, как мы неоднократно выходили на разные уровни с конкретными предложениями. Но ни одно из них не получило поддержки федерально­ го центра в виде таких же конкретных решений. Одни разговоры. Обращались мы и в Госкомры- боловство с разработанными и готовыми к ра­ боте предложениями по созданию у нас рыбно­ го департамента двойного подчинения. Прошло около дух месяцев — Москва молчит.19 Вскоре свое веское слово в адрес столично­ го штаба отрасли сказал президент ЗАО «Севры­ ба» Г. В. Тишков: — Из Госкомрыболовства ушли многие ве­ дущие специалисты, а это — верное ослабление отрасли. Ныне резко затормозилось принятие обычных оперативных решений, что приводит к экономическим убыткам рыбодобывающих предприятий. Не решено ни одного вопро­ са на уровне правительства, направленного на улучшение работы отрасли. На все предло­ жения с мест — молчание. Поэтому формирует­ ся мнение, что Госкомрыболовство не работает. Но работа, конечно же, идет, правда, она нигде не оглашается и никто в нее не посвящен. Само назначение на руководящие посты никому не известных и не знающих отрасль людей гово­ рит о многом. На мировом рынке сейчас рыба, выловлен­ ная нашими тружениками голубой нивы, про­ дается по явно заниженным ценам. Дело в том, что суда в последние годы строятся под гаран­ тии российского правительства лишь на сред­ ства иностранных инвесторов, а они диктуют нашим фирмам, экспортирующим свою рыбу, по какой цене ее продавать. И вот итог: оптовая цена рыбы у нас упала за последние пять лет более чем в два раза... А вот пример безгра­ мотного ведения недавних трехсторонних пере­ говоров между Норвегией, Россией и Исланди­ ей, когда последняя получила право на вылов трески в Баренцевом море в количестве 4450 тонн, Норвегия — 625 тонн придонных рыб и 17 тысяч тонн мойвы. А Россия — ниче­ го! Так зачем же ее участие в этих переговорах? Подписание такого договора Н. Ермаковым сроком на три года исключает теперь претензии нашей страны на рыбные запасы Исландии. Зато эта страна будет ловить треску. Первый этап — в зоне Шпицбергена, а затем — поче­ му бы и нет? — в зоне России. «Севрыба» да­ вала свои предложения для этих переговоров: во-первых, мы настаивали на двусторонних переговорах, а во-вторых, стремились получить доступ в зону Исландии и ряд других зон. К со­ жалению, наши предложения не были учтены. Если так и дальше пойдет дело, то Россия может постепенно лишиться близлежащей, экономи­ чески наиболее выгодной сырьевой базы. Тогда нашей рыбной отрасли будет нанесен большой экономический ущерб.20 Что можно добавить к словам Тишкова? От­ сутствие грамотной и единой ценовой политики сделало неконкурентоспособной нашу рыбную продукцию на мировом рынке. Плюс к тому не­ брежность при заключении контрактов и само- устраненность федеральных структур. Только разумное государственное регулирование ры­ ночных отношений могло бы исправить сложив- 398

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz