Георги, В. С. Рыбный Мурман в кавычках и без : документально-публицистические хроники Северного рыбопромыслового бассейна последней четверти XX века. В 2 т. Т. 2, ч. 4-7 / Виктор Георги. - Петрозаводск : Verso, 2016. – 476, [1] с. : ил.
Часть четвертая. За что боролись? Политика государства сродни интервенции Вступая в 1994-й год, «Рыбный Мурман» по традиции предоставил слово руководителям основных предприятий Северного бассейна. И тоже по традиции первым было интервью с начальником тралфлота, вернее, с генераль ным директором АО «Мурманский траловый флот» Ю. Б. Прутковым. На вопрос «Как живется сегодня флоту?» Юрий Борисович признался: — Положение тралового флота сегодня очень и очень сложное. Я бы сказал: крайне тяжелое. Манны небесной я не жду. Просто нереально ожидать серьезных изменений в бюджете, за конодательстве, налогообложении и т. д. Однако человек живет надеждами, и если правительство предпримет что-то в этом отношении, мы смо жем сохранить достигнутый уровень поставок. В 1993 году мы не добрали только около 30 ты сяч тонн. Флот работал великолепно: то ли люди понимали, что от них зависит все, то ли у нас мо ряки особые... Потенциал неимоверный! У нас разработана программа самовыжива- ния. И я хочу сказать откровенно: эта программа предусматривает значительное сворачивание флота. Если не будет какого-то правительствен ного вмешательства — другого пути у нас нет. Мы срочно, «вчера» должны избавиться от уста ревших судов. Это потребует определенного финансирования, а поскольку одновременно со списанием необходимо проводить модерни зацию флота, то ясно, что потребуются колос сальные средства. Впрочем, мы рассчитываем получить инвестиции под модернизацию. В ос новном от иностранных банков. Оставляем наи более рентабельные суда — ПСТ, которые рабо тают на дорогой рыбе и коротком плече, хотя их состояние уже сейчас оставляет желать лучшего. Вторая группа — «Моонзунды», при условии, что они будут работать на приемке. — Наверное, сейчас много желающих при обрести небольшие суда, например СТМы? — Когда-то желающих было много, но очень скоро они убедились, что флот — не автомобиль, и что для хорошей работы необходимы орга низационные службы, независимо от того, два у тебя судна или десять. Другое дело, что флот должен быть оптимизирован, поскольку такой громадой, как тралфлот— 115 судов, очень сложно управлять. В нынешней ситуации ко личество судов для нас не должно превышать 50—60 единиц. — Правда ли, что траловый флот мог бы сам справиться с выловом всей квоты, выделенной на Северный бассейн? — Правда, и я говорю об этом на всех со вещаниях. Тем более, что траловый флот теперь стал спецэкспортером. Провели колоссальную работу, чтобы получить право внешнеэкономи ческой деятельности, то есть торговать рыбой за рубежом... Недавно мы проводили совеща ние у мэра Мурманска О. П. Найденова и заяви ли: город обязан нас поддержать, помочь раз рубить узел взаимной задолженности. Не будет флота — не будет у города никакой социальной программы. По сути, на Мурманске можно бу дет ставить крест. И никакое Штокманское ме сторождение не спасет, мы просто не доживем до него...42 По весне, подбив итоги 1993 года, акционе ры Мурманского тралового флота вновь собра лись вместе, заслушали гендиректора АО Прутко ва, былой оптимизм выступлений которого резко скатился до пессимистических нот. Вылов рыбы сократился по сравнению с 1992-м годом на 22, а с 1991-м — на 34 процента. Списано 20 судов. Износ основных фондов составляет 51,2 про цента. Значительны непроизводительные по тери и в море, и в порту. Аварии и аварийные происшествия увеличили убытки флота на пол миллиарда рублей. Выпуск некачественной про дукции унес из флотского кошелька 887 тысяч долларов и свыше трехсот миллионов рублей... Но самое больное — налоги, проценты за кре диты, цены на топливо. После собрания корре спондент «Рыбного Мурмана» И. П. Березюк по беседовала с одним из грамотнейших флотских экономистов замом гендиректора Ю. А. Зинько- вым. — Юрий Александрович, можно ли найти вы ход из столь кризисного состояния флота? — Мы не единственные. Отдать в виде на логов все заработанное — никакая экономика 38
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz