Георги, В. С. Рыбный Мурман в кавычках и без : документально-публицистические хроники Северного рыбопромыслового бассейна последней четверти XX века. В 2 т. Т. 2, ч. 4-7 / Виктор Георги. - Петрозаводск : Verso, 2016. – 476, [1] с. : ил.

Часть четвертая. За что боролись? Политика государства сродни интервенции Вступая в 1994-й год, «Рыбный Мурман» по традиции предоставил слово руководителям основных предприятий Северного бассейна. И тоже по традиции первым было интервью с начальником тралфлота, вернее, с генераль­ ным директором АО «Мурманский траловый флот» Ю. Б. Прутковым. На вопрос «Как живется сегодня флоту?» Юрий Борисович признался: — Положение тралового флота сегодня очень и очень сложное. Я бы сказал: крайне тяжелое. Манны небесной я не жду. Просто нереально ожидать серьезных изменений в бюджете, за­ конодательстве, налогообложении и т. д. Однако человек живет надеждами, и если правительство предпримет что-то в этом отношении, мы смо­ жем сохранить достигнутый уровень поставок. В 1993 году мы не добрали только около 30 ты­ сяч тонн. Флот работал великолепно: то ли люди понимали, что от них зависит все, то ли у нас мо­ ряки особые... Потенциал неимоверный! У нас разработана программа самовыжива- ния. И я хочу сказать откровенно: эта программа предусматривает значительное сворачивание флота. Если не будет какого-то правительствен­ ного вмешательства — другого пути у нас нет. Мы срочно, «вчера» должны избавиться от уста­ ревших судов. Это потребует определенного финансирования, а поскольку одновременно со списанием необходимо проводить модерни­ зацию флота, то ясно, что потребуются колос­ сальные средства. Впрочем, мы рассчитываем получить инвестиции под модернизацию. В ос­ новном от иностранных банков. Оставляем наи­ более рентабельные суда — ПСТ, которые рабо­ тают на дорогой рыбе и коротком плече, хотя их состояние уже сейчас оставляет желать лучшего. Вторая группа — «Моонзунды», при условии, что они будут работать на приемке. — Наверное, сейчас много желающих при­ обрести небольшие суда, например СТМы? — Когда-то желающих было много, но очень скоро они убедились, что флот — не автомобиль, и что для хорошей работы необходимы орга­ низационные службы, независимо от того, два у тебя судна или десять. Другое дело, что флот должен быть оптимизирован, поскольку такой громадой, как тралфлот— 115 судов, очень сложно управлять. В нынешней ситуации ко­ личество судов для нас не должно превышать 50—60 единиц. — Правда ли, что траловый флот мог бы сам справиться с выловом всей квоты, выделенной на Северный бассейн? — Правда, и я говорю об этом на всех со­ вещаниях. Тем более, что траловый флот теперь стал спецэкспортером. Провели колоссальную работу, чтобы получить право внешнеэкономи­ ческой деятельности, то есть торговать рыбой за рубежом... Недавно мы проводили совеща­ ние у мэра Мурманска О. П. Найденова и заяви­ ли: город обязан нас поддержать, помочь раз­ рубить узел взаимной задолженности. Не будет флота — не будет у города никакой социальной программы. По сути, на Мурманске можно бу­ дет ставить крест. И никакое Штокманское ме­ сторождение не спасет, мы просто не доживем до него...42 По весне, подбив итоги 1993 года, акционе­ ры Мурманского тралового флота вновь собра­ лись вместе, заслушали гендиректора АО Прутко­ ва, былой оптимизм выступлений которого резко скатился до пессимистических нот. Вылов рыбы сократился по сравнению с 1992-м годом на 22, а с 1991-м — на 34 процента. Списано 20 судов. Износ основных фондов составляет 51,2 про­ цента. Значительны непроизводительные по­ тери и в море, и в порту. Аварии и аварийные происшествия увеличили убытки флота на пол­ миллиарда рублей. Выпуск некачественной про­ дукции унес из флотского кошелька 887 тысяч долларов и свыше трехсот миллионов рублей... Но самое больное — налоги, проценты за кре­ диты, цены на топливо. После собрания корре­ спондент «Рыбного Мурмана» И. П. Березюк по­ беседовала с одним из грамотнейших флотских экономистов замом гендиректора Ю. А. Зинько- вым. — Юрий Александрович, можно ли найти вы­ ход из столь кризисного состояния флота? — Мы не единственные. Отдать в виде на­ логов все заработанное — никакая экономика 38

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz