Георги, В. С. Рыбный Мурман в кавычках и без : документально-публицистические хроники Северного рыбопромыслового бассейна последней четверти XX века. В 2 т. Т. 2, ч. 4-7 / Виктор Георги. - Петрозаводск : Verso, 2016. – 476, [1] с. : ил.

Часть седьмая. Рыбная мафия (конец 1990-х годов) полномочиями, компетентны и пользовались бы полным доверием как в Москве, так и на ме­ стах! А вы говорите о каких-то партизанских или диверсионных отрядах, действующих на терри­ тории врага... Да и внешнеэкономическая дея­ тельность Госкомрыболовства прежде всего на­ правлена не на запрет «бесконтрольно уходить за рубеж валюте», а на отстаивании интересов России в разработке межправительственных соглашений по правилам рыболовства, в рас­ пределении биоресурсов. И даже говоря о на­ правлении рыбацких денег на нужды регио­ нов — «врачам, учителям и так далее», давайте прежде всего стоять на страже интересов рыба­ ка и пытаться до копейки использовать средства от продажи-реализации федеральных ресурсов для возрождения отрасли. И возрождать ее не удастся приказами сверху или сменой ди­ ректорского корпуса, который давно уже живет по рыночным законам и, грубо говоря, плевать хотел на все ваши приказы. Возрождать можно лишь создавая соответствующие экономические условия для нормальной и эффективной работы. В рыночных условиях и демократической стра­ не... Тогда, весной 1999 года, все эти словесные «ляпы» нового председателя Госкомитета РФ по рыболовству можно было списать на «раскач­ ку», на новизну специфики работы, за которую с усердием взялся генерал. На этом фоне даже корреспондент столичной газеты со своими на­ водящими вопросами выглядел куда большим профессионалом, чем Ермаков. Через несколько месяцев «раскачки» стало ясно, что новое правительство страны и его но­ вый Госкомитет по рыболовству рьяно взялись за работу. Во всяком случае, таскаться в Мо­ скву и созывать там рыбацкие съезды стало уже лишним — министры сами на своих заседаниях в плановом порядке стали вникать в положение дел рыбной отрасли. Пока шла голая констата­ ция фактов. Мол, отрасль находится в самом настоящем развале. Система государственного контроля и управления разрушена. Безоглядная приватизация передала практически весь флот в частные руки, привела к криминализации ры­ боловства. Процветает бизнес, при котором вы­ ловленная в наших экономических зонах рыба бесконтрольно уходит на зарубежные рынки, поощряя развитие тамошней рыбообрабаты­ вающей промышленности. При этом никаких налогов с такого бизнеса Россия не получает. Несмотря на то, что флот стал тотально частным, он разваливается на глазах — 60 процентов его подлежат скорому списанию. Развалилась и отечественная рыбоперерабатывающая про­ мышленность, замерли российские рыбные порты. На одном из заседаний глава правительства Российской Федерации заявил: — Мы имеем дело с одним из самых запу­ щенных участков. Можно сказать, что наш ры­ боловецкий флот находится не в море, а в бо­ лоте. Ради примера назову лишь некоторые цифры. Рыбодобывающий флот на Дальнем Востоке оказался в руках 1135 частных судо­ владельцев, которые получили 2629 промысло­ вых кораблей. И каждый из них стал участником внешнеэкономической деятельности. При этом большинство судовладельцев уклоняются от сво­ их градообразующих обязанностей. Они сдают суда в наем иностранным фирмам и распуска­ ют экипажи с тем, чтобы их нанимали обратно по контрактам уже иностранцы. Количество су­ дов в богатейших районах рыболовства умень­ шилось по сравнению с советскими временами на 530 единиц, или на 20 процентов. При этом утрачен централизованный учет: мы не знаем, где находятся эти суда, под флагом каких стран работают, в какие дочерние структуры переда­ ны и каков объем их промысла. Возрожденное Госкомрыболовство не знает ничего: ни реаль­ ных объемов переработки и сдачи сырья, ни ре­ альных размеров выручки. Есть настоящие че| ные дыры в законодательстве, которые никто не торопится закрывать. Биоресурсы, выловлен­ ные в нашей экономической зоне, не подлежат декларированию, и возврат валютной выручки от их сбыта в Россию не контролируется. Больной вопрос — распределение квот на лов рыбы. Здесь государство теряет от 2 до 5 милли­ ардов долларов ежегодно. Распространилась практика строительства иностранцами судов под гарантии Госкомрыболовства, которые затем работают в нашей зоне и увозят улов за рубеж. 396

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz