Георги, В. С. Рыбный Мурман в кавычках и без : документально-публицистические хроники Северного рыбопромыслового бассейна последней четверти XX века. В 2 т. Т. 2, ч. 4-7 / Виктор Георги. - Петрозаводск : Verso, 2016. – 476, [1] с. : ил.

Глава 1. Отрасль ловленной российскими судами рыбы, которая потом в виде рыбных изделий поступает в Рос­ сию, естественно, по значительно более высокой цене. Все это происходит на фоне простаиваю­ щей и уже практически развалившейся пере­ рабатывающей промышленности на родном бе­ регу. Но зато в Дании, например, открываются 11 тысяч рабочих мест. Не без помощи наших, конечно же, рыбаков. По некоторым данным, к началу 1998 года за рубежами России про­ давалось около 90 процентов добытой нами свежей, 80 процентов — мороженой, 84 про­ цента-филе, 80 процентов — крабовой продук­ ции. То есть экспортная ориентация была прису­ ща всем отечественным рыбопромышленным предприятиям. При этом, как ни странно, никто не может и не сможет заставить рыбака везти морепродукты на российский рынок. Весь наш флот в руках частных фирм, для которых на пер­ вом месте — выгода. Значит, надо создавать выгодные для рыбака экономические условия. Они просты — выгодные кредиты, удобные льго­ ты. Но подобное даже не маячит на горизонте! Скорее наоборот. Ну чем объяснить тот факт, что в норвежских портах нашим рыбакам дают пи­ тьевую воду бесплатно, а в Мурманске она чудо­ вищно дорогая? Или заправка горючим «у них» обходится в среднем на 30 долларов за тонну дешевле? И кредиты в иностранных банках рыбакам брать гораздо выгоднее, нежели в от­ ечественных. Ко всему вышесказанному можно добавить, что за последние три года со стапелей России сошло 10—12 промысловых судов, хотя сроки эксплуатации основного флота уже запре­ дельные. Об учете и контроле за экспортом морепро­ дуктов, репатриации валютных средств в Рос­ сию, о разумном государственном регулирова­ нии рассуждать нет никакого резона, поскольку у нас нет соответствующей законодательной базы. Увы, но сложнейшую, многогранную про­ блему рыбохозяйственного комплекса страны свели лишь к борьбе с браконьерством и тому, кто будет охранять — рыбоохрана или погранич­ ная служба. Но ведь важно не то, кто охраняет, важно — кто распределяет. Речь идет о распре­ делении квот. Это уже потом — охрана, воспроиз­ водство и все такое прочее. А кто распределяет? После определения размеров национально­ го общедопустимого улова (ОДУ) и сделанной Москвой «заначки», по регионам квоты делит научно-промысловый совет, в который входят заместители начальника Департамента по ры­ боловству Минсельхозпрода, главы администра­ ций рыбопромысловых регионов, директора на­ учных институтов, представители рыбоохраны. Здесь уже подчас больше квоты получает тот, у кого «голос громче». Далее представители ре­ гионов увозят полученную квоту к себе, и там де­ леж продолжается. По сути дела, делят не рыбу или краба, которых еще надо поймать,— делят деньги. И большие деньги, если тонна краба сто­ ит 124 тысячи долларов США. Об особенностях регионального распределения квот говорить не будем — там среди получателей могут ока­ заться самые неожиданные люди, структуры, организации, вплоть до банно-прачечного ком­ бината. Поговорим о московском дележе сде­ ланной чиновниками «заначки» в виде различ­ ных конкурсных, стимулирующих и прочих квот. Был период, когда, как и сейчас, Комитет по рыболовству входил в Минсельхозпрод. Пред­ ставим себе ситуацию, что тот или иной банк об­ ращается к министру с письмом, в котором пред­ лагает свои услуги. Ну, допустим, в строительстве и подъеме животноводческого комплекса. Но де­ нег, как водится, не хватает. Следует и предложе­ ние, где их взять — выделить квоту на вылов тре­ ски или краба. Один росчерк пера — и коровник будет построен. Ну какой министр устоит перед таким соблазном? Так из московской «заначки» уходили квоты, а строились или нет на деревне коровники — это уже дело пятое. Время идет, меняются тактика и стратегия руководителей. Иные захотели навести порядок в распределении квот— и комитет по рыболов­ ству враз потерял статус государственного. По­ том в ходе реорганизации отрасли комитет ис­ чез вовсе, превратившись всего-навсего в один из департаментов Минсельхозпрода. Как только это произошло— ушла из рук специалистов рыб­ ного хозяйства охрана, переданная Федераль­ ной пограничной службе. Хотя, как утверждают знающие люди, пограничники и ранее получали 389

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz