Георги, В. С. Рыбный Мурман в кавычках и без : документально-публицистические хроники Северного рыбопромыслового бассейна последней четверти XX века. В 2 т. Т. 2, ч. 4-7 / Виктор Георги. - Петрозаводск : Verso, 2016. – 476, [1] с. : ил.

Часть шестая. Борьба за выживание (вторая половина 1990-х годов) эффективного производства, для такого пред­ приятия, как судоверфь, слишком малый срок. К тому же не решив задачу создания нормаль­ ных условий для захода судов в порт Мурманск, нельзя гарантировать загрузку верфи в ближай­ шем будущем. В чем причина кризисной ситуации в целом для отрасли? Она банальна — экономическая нестабильность. В рыночных условиях флот, не пополняясь новостроем, оказался в сложном положении. Постоянный рост количества судов, выслуживших нормативные сроки, с одной сто­ роны, а с другой — отсутствие средств на восста­ новительные работы и модернизацию. Поэтому и объемы судоремонта резко сократились. Нель­ зя забывать и о том, что, согласно официальным данным, в области было зарегистрировано свы­ ше 280 различных фирм, в уставной деятель­ ности которых предусматривался судоремонт. Только в Норвегии ежегодно производился ре­ монт наших судов в объеме 10 миллионов дол­ ларов США. Это чуть ли не в пять раз превыша­ ло программу судоверфи. А приплюсуем сюда деньги на ремонт судов в Польше, Финляндии, Германии... Подобную ситуацию здоровой кон­ куренцией не назовешь. Ремонт за границей для наших судовладельцев был привлекателен прежде всего кредитом под гарантии покупателя их продукции. Делалась ставка на строительство новых судов за счет иностранных кредитов с по­ следующим ремонтом опять-таки за рубежом. Кроме того, не желая или не в силах нести расхо­ ды по поддержанию нормального технического состояния судов, флотоводцы эксплуатировали их «до упора», когда использование становилось уже небезопасным и экономически нецелесоо­ бразным. В результате всех этих коллизий объ­ емы производства на верфи сократились в пять раз, использование имеющихся мощностей со­ ставляло 18,7 процента, а производственных площадей — менее 30 процентов. И все же в уже упомянутом соглашении между админи­ страцией области, города и ОАО «Мурманская судоверфь» был очень важный пункт о сохране­ нии на предприятии 1100 рабочих мест на срок не менее пяти лет. Так что взвесив все «за» и «против», кредиторы приняли решение о за­ ключении мирового соглашения. В нем предус­ матривался график погашения задолженностей в течение четырех лет.108 75-летие... В декабре 1999 года мурманские судо­ ремонтники отмечали 75-летие предприятия. О том, сколько и чего за эти годы произошло-пе- ременилось на Халдеевом мысу — писать-не пе­ реписать. У себя в «Рыбном Мурмане» мы реши­ ли поручить «отметить» юбилей ответственному секретарю редакции Ольге Милютиной, которая в свое время была редактором многотиражки судоверфи и могла свободно ориентироваться в исторических этапах развития предприятия. — Ах, как живо помнится начало перестрой­ ки! — пишет Ольга Дмитрик (псевдоним Милюти­ ной). — Будто не десять лет назад, а вчера, рас­ секая переполненный конференц-зал, молодой и красивый Евгений Храпов легко взошел на три­ буну, обхватил ее руками и заговорил об акцио­ нировании. Нервничали инженеры и рабочие, требовали четкой программы. Но ни они, ни сам генеральный тогда не знали, представить не мог­ ли, какого качества и размера грядут события! И что окажется страшнее — социальная напря­ женность с инфарктами, бессильными слезами и злым матом, — или финансовый раздрай, за­ биравший у предприятия каждый вырванный с боем рубль на долги и пени с долгов... Но не о прошлом — о сегодняшнем и завтрашнем дне нашей судоверфи мы беседуем накануне юби­ лея с В. Е. Храповым. — Уходящий год стал успешным, — подводит итог Владимир Евгеньевич.— Сконцентрировали производственные мощности на оптимальных площадях, в основном — докового производства, в качестве дочерней фирмы. Это, считаю, глав­ ный успех: сохранив технологический комплекс, сформировали по сути новое предприятие, кото­ рое устойчиво работает на рынке судоремонта. Мы были и остаемся сильнейшей судоремонтной фирмой на всем северо-западе страны — конку­ ренты с судовладельцами этого не оспаривают. — Кстати, о конкурентах. В Мурманске идет жестокая борьба за заказчика? 348

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz