Георги, В. С. Рыбный Мурман в кавычках и без : документально-публицистические хроники Северного рыбопромыслового бассейна последней четверти XX века. В 2 т. Т. 2, ч. 4-7 / Виктор Георги. - Петрозаводск : Verso, 2016. – 476, [1] с. : ил.
Часть шестая. Борьба за выживание (вторая половина 1990-х годов) эффективного производства, для такого пред приятия, как судоверфь, слишком малый срок. К тому же не решив задачу создания нормаль ных условий для захода судов в порт Мурманск, нельзя гарантировать загрузку верфи в ближай шем будущем. В чем причина кризисной ситуации в целом для отрасли? Она банальна — экономическая нестабильность. В рыночных условиях флот, не пополняясь новостроем, оказался в сложном положении. Постоянный рост количества судов, выслуживших нормативные сроки, с одной сто роны, а с другой — отсутствие средств на восста новительные работы и модернизацию. Поэтому и объемы судоремонта резко сократились. Нель зя забывать и о том, что, согласно официальным данным, в области было зарегистрировано свы ше 280 различных фирм, в уставной деятель ности которых предусматривался судоремонт. Только в Норвегии ежегодно производился ре монт наших судов в объеме 10 миллионов дол ларов США. Это чуть ли не в пять раз превыша ло программу судоверфи. А приплюсуем сюда деньги на ремонт судов в Польше, Финляндии, Германии... Подобную ситуацию здоровой кон куренцией не назовешь. Ремонт за границей для наших судовладельцев был привлекателен прежде всего кредитом под гарантии покупателя их продукции. Делалась ставка на строительство новых судов за счет иностранных кредитов с по следующим ремонтом опять-таки за рубежом. Кроме того, не желая или не в силах нести расхо ды по поддержанию нормального технического состояния судов, флотоводцы эксплуатировали их «до упора», когда использование становилось уже небезопасным и экономически нецелесоо бразным. В результате всех этих коллизий объ емы производства на верфи сократились в пять раз, использование имеющихся мощностей со ставляло 18,7 процента, а производственных площадей — менее 30 процентов. И все же в уже упомянутом соглашении между админи страцией области, города и ОАО «Мурманская судоверфь» был очень важный пункт о сохране нии на предприятии 1100 рабочих мест на срок не менее пяти лет. Так что взвесив все «за» и «против», кредиторы приняли решение о за ключении мирового соглашения. В нем предус матривался график погашения задолженностей в течение четырех лет.108 75-летие... В декабре 1999 года мурманские судо ремонтники отмечали 75-летие предприятия. О том, сколько и чего за эти годы произошло-пе- ременилось на Халдеевом мысу — писать-не пе реписать. У себя в «Рыбном Мурмане» мы реши ли поручить «отметить» юбилей ответственному секретарю редакции Ольге Милютиной, которая в свое время была редактором многотиражки судоверфи и могла свободно ориентироваться в исторических этапах развития предприятия. — Ах, как живо помнится начало перестрой ки! — пишет Ольга Дмитрик (псевдоним Милюти ной). — Будто не десять лет назад, а вчера, рас секая переполненный конференц-зал, молодой и красивый Евгений Храпов легко взошел на три буну, обхватил ее руками и заговорил об акцио нировании. Нервничали инженеры и рабочие, требовали четкой программы. Но ни они, ни сам генеральный тогда не знали, представить не мог ли, какого качества и размера грядут события! И что окажется страшнее — социальная напря женность с инфарктами, бессильными слезами и злым матом, — или финансовый раздрай, за биравший у предприятия каждый вырванный с боем рубль на долги и пени с долгов... Но не о прошлом — о сегодняшнем и завтрашнем дне нашей судоверфи мы беседуем накануне юби лея с В. Е. Храповым. — Уходящий год стал успешным, — подводит итог Владимир Евгеньевич.— Сконцентрировали производственные мощности на оптимальных площадях, в основном — докового производства, в качестве дочерней фирмы. Это, считаю, глав ный успех: сохранив технологический комплекс, сформировали по сути новое предприятие, кото рое устойчиво работает на рынке судоремонта. Мы были и остаемся сильнейшей судоремонтной фирмой на всем северо-западе страны — конку ренты с судовладельцами этого не оспаривают. — Кстати, о конкурентах. В Мурманске идет жестокая борьба за заказчика? 348
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz