Георги, В. С. Рыбный Мурман в кавычках и без : документально-публицистические хроники Северного рыбопромыслового бассейна последней четверти XX века. В 2 т. Т. 2, ч. 4-7 / Виктор Георги. - Петрозаводск : Verso, 2016. – 476, [1] с. : ил.

Глава 3. Порт — По непроверенным данным, под Лоухами на дороге авария. Будем уточнять... — Андрей Иванович, — спрашиваю я Копы- това, — 1400 тонн — это много или мало? — Это почти ничего. Нефтебаза пуста. — А почему регулярного подхода нефтепро­ дуктов нет? В этом ваша вина? — Я бы так не сказал. Есть два варианта по­ полнения запасов. Первый: флоты делают нам предоплату, а мы связываемся с заводом-произ- водителем и через свои каналы закупаем топливо по приемлемым ценам. Второй вариант: флоты напрямую выходят на продавца. Разница в том, что мы лучше знаем рынок, знаем, насколько тот или иной продавец серьезен. «Севрыбхолодфлот» год назад перечислил какой-то фирме в Ярослав­ ле 350 миллионов рублей, а в результате до сих пор ни топлива, ни денег. Хотя флоты, имея рыбу, могут заключать и бартерные сделки. Как, напри­ мер, Мурманский траловый... У многих флотов огромные задолженности как по оплате дизтопли­ ва, так и наших услуг. Все свободные деньги идут на пополнение запасов, а мы ведь плюс к тому ведем реконструкцию нефтебазы. Я на свой страх и риск, памятуя об интересах бассейна в целом, распоряжаюсь имеющимся резервом. Резерв этот в основном от коммерческих струк­ тур — они деньги считать умеют, знают, что про­ стой смерти подобен. Вот за счет этого так назы­ ваемого «малого бизнеса» и кредитуем большие флоты. Всего же мы обслуживаем свыше ста фло­ тов и различных компаний. Звонок из Архангельского рыбакколхозсоюза: — Почему нам дали 400 тонн, хотя в заявке 600? — Подождите. Сегодня должен подойти со­ став с топливом. Под Лоухами была авария... — Но ведь у нас на базе числится свое то­ пливо! — Но раньше его не было, а мы вам отпуска­ ли в долг... — Мне было бы легче всего выполнять чисто диспетчерские функции, руководствуясь сводка­ ми, — продолжает рассказ А. И. Копытов. — Есть у тралфлота топливо — получи в полном объ­ еме. А у рыбного порта нет — остановим порт? Но ведь тогда встанет на прикол портофлот, и суда того же тралфлота все равно не выйдут на промысел... Звонок из «Севрыбхолодфлота»: — Нам надо позарез 500 тонн. Предоплата сделана, топливо в пути, забункеруйте сегодня... Звонок из Беломорска: — Почему обижаете карелов? Вчера мы оплатили все счета, выставленные «Мурман- Ойлом»... Голос диспетчера по селекторной связи: — Аварию под Лоухами уже ликвидировали. Десять вагонов сошли с рельсов. В наш адрес идет только флотский мазут... — Вся двусмысленность моего сегодняшне­ го положения в том, что если раньше при цен­ трализованных поставках топлива все хлебали из одной кормушки и при этом роль руководи­ теля базы в распределении нефтепродуктов хоть как-то была оправдана, то сейчас я имею пол­ ное право, да и должен, прекратить этот дележ, перестать латать тришкин кафтан,— убеждает не столько меня, сколько себя директор нефтеба­ зы .— Тем флотам и коммерческим структурам, которые позаботились о себе заранее и, купив топливо, хранят его у нас на базе, я должен вы­ дать их собственность по первому требованию. Но, повторюсь, есть и оборотная сторона меда­ ли. Это интересы бассейна. Какая-то, будем го­ ворить, социальная защищенность пока менее приспособленных к рынку больших флотов. Их надо поддерживать. — А Вы, Андрей Иванович, не боитесь брать на себя эти, в общем-то, противозаконные функции, становясь этаким благодетелем для нерадивых хозяйственников? — спрашиваю Копытова. — Я в первую очередь стараюсь вникнуть в их проблемы. Возьмем «Севрыбпромразвед- ку». Не так давно руководители этого флота приш­ ли ко мне, показали договоры, заключенные с нефтеперерабатывающими заводами на по­ ставку топлива. И я дал команду в долг запра­ вить их суда. А топливо не поступило. Почему? Или промразведка блефанула, или ее действи­ тельно надули... На последнем промчасе я на­ прямую спросил у флотоводцев: «Ребята, а не ду­ рак ли я?» Ведь «Мурман-Ойлу», собственно, 33

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz