Георги, В. С. Рыбный Мурман в кавычках и без : документально-публицистические хроники Северного рыбопромыслового бассейна последней четверти XX века. В 2 т. Т. 2, ч. 4-7 / Виктор Георги. - Петрозаводск : Verso, 2016. – 476, [1] с. : ил.

Часть шестая. Борьба за выживание (вторая половина 1990-х годов) В. Е. Храпов судоверфи было создано шесть АО — новоис­ печенные «генералы» примеряли новые мунди­ ры, стряхивая с эполет пыль социалистических понятий типа «человек человеку — друг, това­ рищ и брат». Теперь каждый за себя, каждый должен был доказать свою жизнеспособность. В общем, выжить. Но уже к 1995 году бывшие структурные подразделения судоверфи потеряли приоритетные места на рынке судоремонтных услуг, потеснившись под натиском плечистых кооператоров. Различные МП и СП с жадностью набросились на пирог, который облюбовывали и годами лелеяли для себя специалисты верфи. Кооператоры сбивали цены, не гнушались под­ купом заказчиков. — Я еще в конце восьмидесятых, когда только появились первые кооперативы в су­ доремонтном бизнесе, говорил, что добром это не кончится, — сетовал Храпов. — Но мне на бюро горкома КПСС сказали, что я не совсем правильно понимаю политику партии, заинтере­ сованной в развитии кооперативного движения. И что если я и дальше буду «выступать», то долго директором не проработаю. И получили то, что имеем. Проблема даже не в том, что у нас отби­ рали заказы. На самом деле все намного слож­ нее. Вот посмотрите: мы в нашем ГПТУ много лет подряд готовили специалистов, которые, от­ служив в армии, возвращались на родной за­ вод. Мало того, что мы оплатили их обучение, мы строили для них квартиры, для лечения их жен и детей закупали оборудование в поликлиники и больницы. К тому же потом лет пять-десять учили их мастерству. А теперь представьте, что такой специалист уходит в кооператив. Ведь он уносит с собой знания и приобретенные у нас социальные блага, которые оплачены нашим за­ водом. Справедливо это? И еще: многочислен­ ные малые предприятия, как правило, не име­ ют серьезной производственной базы. Им она и не нужна, достаточно попросить рабочего су­ доверфи, несколько месяцев не получающего зарплату, «принести» нужную деталь с работы. Устоять перед соблазном быстрого заработка могут немногие. Выгодно так работать коопера­ тору? Конечно. Затрат мало, а прибыль высока. В результате мы имеем 250 малых предпри­ ятий, занимающихся судоремонтным бизнесом. На их долю приходится до половины всех услуг нашего рынка. Конкуренция, естественно, сказалась на ста­ бильности судоверфи. За прошедший год, чтобы не работать себе в убыток, мы законсервиро­ вали пять цехов. Но все равно задолженность по зарплате растет. Получают у нас мало, средняя зарплата около миллиона рублей, но кто бы знал, какой ценой приходится находить и эти деньги! За ремонт судовладельцы порой расплачивают­ ся с нами рыбой, а то и просто «в долг» работа­ ем, в надежде, что когда-нибудь удастся получить с флотоводцев за наш труд. Причем о всяких там пенях и штрафах даже не заикаемся...98 — Проблемы с финансами у АО «Мурманская судоверфь» начались не сразу и не вдруг, - пи­ шет корреспондент «Рыбного Мурмана» Сергей Горский. — Еще когда только заговорили об ак­ ционировании предприятия, Владимир Храпов предложил «войти в долю» владельцам рыбо­ промысловых флотов. Логика его рассуждений была безукоризненной — в советское время не зря создали структуру, в которой все реше­ 344

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz