Георги, В. С. Рыбный Мурман в кавычках и без : документально-публицистические хроники Северного рыбопромыслового бассейна последней четверти XX века. В 2 т. Т. 2, ч. 4-7 / Виктор Георги. - Петрозаводск : Verso, 2016. – 476, [1] с. : ил.
Часть шестая. Борьба за выживание (вторая половина 1990-х годов) В. Е. Храпов судоверфи было создано шесть АО — новоис печенные «генералы» примеряли новые мунди ры, стряхивая с эполет пыль социалистических понятий типа «человек человеку — друг, това рищ и брат». Теперь каждый за себя, каждый должен был доказать свою жизнеспособность. В общем, выжить. Но уже к 1995 году бывшие структурные подразделения судоверфи потеряли приоритетные места на рынке судоремонтных услуг, потеснившись под натиском плечистых кооператоров. Различные МП и СП с жадностью набросились на пирог, который облюбовывали и годами лелеяли для себя специалисты верфи. Кооператоры сбивали цены, не гнушались под купом заказчиков. — Я еще в конце восьмидесятых, когда только появились первые кооперативы в су доремонтном бизнесе, говорил, что добром это не кончится, — сетовал Храпов. — Но мне на бюро горкома КПСС сказали, что я не совсем правильно понимаю политику партии, заинтере сованной в развитии кооперативного движения. И что если я и дальше буду «выступать», то долго директором не проработаю. И получили то, что имеем. Проблема даже не в том, что у нас отби рали заказы. На самом деле все намного слож нее. Вот посмотрите: мы в нашем ГПТУ много лет подряд готовили специалистов, которые, от служив в армии, возвращались на родной за вод. Мало того, что мы оплатили их обучение, мы строили для них квартиры, для лечения их жен и детей закупали оборудование в поликлиники и больницы. К тому же потом лет пять-десять учили их мастерству. А теперь представьте, что такой специалист уходит в кооператив. Ведь он уносит с собой знания и приобретенные у нас социальные блага, которые оплачены нашим за водом. Справедливо это? И еще: многочислен ные малые предприятия, как правило, не име ют серьезной производственной базы. Им она и не нужна, достаточно попросить рабочего су доверфи, несколько месяцев не получающего зарплату, «принести» нужную деталь с работы. Устоять перед соблазном быстрого заработка могут немногие. Выгодно так работать коопера тору? Конечно. Затрат мало, а прибыль высока. В результате мы имеем 250 малых предпри ятий, занимающихся судоремонтным бизнесом. На их долю приходится до половины всех услуг нашего рынка. Конкуренция, естественно, сказалась на ста бильности судоверфи. За прошедший год, чтобы не работать себе в убыток, мы законсервиро вали пять цехов. Но все равно задолженность по зарплате растет. Получают у нас мало, средняя зарплата около миллиона рублей, но кто бы знал, какой ценой приходится находить и эти деньги! За ремонт судовладельцы порой расплачивают ся с нами рыбой, а то и просто «в долг» работа ем, в надежде, что когда-нибудь удастся получить с флотоводцев за наш труд. Причем о всяких там пенях и штрафах даже не заикаемся...98 — Проблемы с финансами у АО «Мурманская судоверфь» начались не сразу и не вдруг, - пи шет корреспондент «Рыбного Мурмана» Сергей Горский. — Еще когда только заговорили об ак ционировании предприятия, Владимир Храпов предложил «войти в долю» владельцам рыбо промысловых флотов. Логика его рассуждений была безукоризненной — в советское время не зря создали структуру, в которой все реше 344
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz