Георги, В. С. Рыбный Мурман в кавычках и без : документально-публицистические хроники Северного рыбопромыслового бассейна последней четверти XX века. В 2 т. Т. 2, ч. 4-7 / Виктор Георги. - Петрозаводск : Verso, 2016. – 476, [1] с. : ил.

Часть шестая. Борьба за выживание (вторая половина 1990-х годов) рынок— резко поднялась цена на рыбу, как мороженую, так и переработанную. Хотя меха­ низм реализации данного постановления был пока не ясен, ничего хорошего от него рыбаки не ждали. До последнего времени основным документом, дающим им право на занятие про­ мышленным рыболовством, была лицензия, выдаваемая федеральным органом по рыбо­ ловству сроком не менее чем на три года. В до­ полнение к этой лицензии судовладелец должен был получить и еще одну лицензию — разре­ шение на поиск и промысел живых ресурсов. Однако к тому времени для большинства пред­ приятий подобное лицензирование становилось весьма проблематичным. Ведь наряду с други­ ми документами надо было представить справку из налоговых органов об отсутствии задолжен­ ности по налоговым платежам, штрафам и пе­ ням. Представить и гарантии, но кто их выдаст и на каком основании? Закон об этом умалчи­ вал. К тому же орган, выдавший лицензию, мог в любой момент ее отозвать по требованию на­ логовиков. Еще одну головную боль вызвала у рыбопро­ мышленников необходимость иметь на своих судах технические средства, обеспечивающие автоматическую передачу информации о ме­ стонахождении судна при промысле. Покупка и установка таких датчиков требовали денег и времени. И не было бы проблем, если б все делалось планово, а не спонтанно — заранее оговорить сроки, согласовав их с судоводителя­ ми, контролирующие органы не захотели. Свои обиды и свое возмущение рыбопромышленни­ ки несли в Союз, в исполнительную дирекцию, которая пыталась решать как стратегические, так и тактические, повседневные задачи. До- вольно-таки резкое интервью дал в то время «Рыбному Мурману» генеральный директор СРПС Н. Г. Тропин. — Николай Григорьевич, что, на ваш взгляд, стало основной причиной кризисного состояния рыбной отрасли? — спрашивает его журналист Ольга Макарова. — Бездумная приватизация и потеря управ­ ляемости, — отвечает Тропин. — Семь лет пред­ приятия были предоставлены самим себе, в условиях бесправия и беззакония создалась нездоровая конкуренция. Между тем правила игры должны быть одинаковы для всех, каждый рыбопромышленник должен знать, на основа­ нии каких законов, чем и когда он может зани­ маться. Это и поможет избежать произвола чи­ новников. Разработкой нормативно-правовой базы должен заниматься федеральный орган по ры­ боловству, а создать условия для развития про­ изводства и переориентации поставок рыбы на внутренний рынок — одна из задач регио­ нального правительства. Комитет по рыболов­ ству при администрации области существует в урезанном виде — четыре человека. Уже по этой причине он не в состоянии выполнять свои функции. Свою координирующую роль утратила и «Севрыба», у которой интересы от­ расли — промысел, анализ, статистика, поиск путей развития, защита общебассейновых ин­ тересов — отошли на второй план. Наше предло­ жение — образовать на базе «Севрыбы» бассей­ новую некоммерческую организацию. Если говорить о нашем Союзе, то пришли к мысли, что нецелесообразно собирать в одну ассоциацию предприятия разных видов дея­ тельности. Так что теперь мы объединяем в ос­ новном рыбодобывающие фирмы. Сейчас их 87. Союз стал управляем, деятельность его бо­ лее скоординирована. Давно должны были бы образоваться параллельно нашему Союзу ассо­ циации перерабатывающих производств, ма­ лых судоремонтных, вспомогательных предпри­ ятий. — Что удалось сделать по обновлению флота? — Ни одного нового судна предприятиями не построено. Сейнер-траулер «Мурман-2» ско­ рее не правило, а исключение. Вначале мы были полны надежд на финансовую помощь и поддержку со стороны правительства... Мы согласны с Тишковым: на смену устаревшему флоту должен прийти современный флот, спо­ собный конкурировать с западным. Но кто в ны­ нешних условиях мелким предпринимателям предоставит кредиты на строительство? Мы вы­ нуждены идти другим путем. Сравнили возраст наших и западных кораблей. Оказалось, что 338

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz