Георги, В. С. Рыбный Мурман в кавычках и без : документально-публицистические хроники Северного рыбопромыслового бассейна последней четверти XX века. В 2 т. Т. 2, ч. 4-7 / Виктор Георги. - Петрозаводск : Verso, 2016. – 476, [1] с. : ил.
Часть шестая. Борьба за выживание (вторая половина 1990-х годов) рынок— резко поднялась цена на рыбу, как мороженую, так и переработанную. Хотя меха низм реализации данного постановления был пока не ясен, ничего хорошего от него рыбаки не ждали. До последнего времени основным документом, дающим им право на занятие про мышленным рыболовством, была лицензия, выдаваемая федеральным органом по рыбо ловству сроком не менее чем на три года. В до полнение к этой лицензии судовладелец должен был получить и еще одну лицензию — разре шение на поиск и промысел живых ресурсов. Однако к тому времени для большинства пред приятий подобное лицензирование становилось весьма проблематичным. Ведь наряду с други ми документами надо было представить справку из налоговых органов об отсутствии задолжен ности по налоговым платежам, штрафам и пе ням. Представить и гарантии, но кто их выдаст и на каком основании? Закон об этом умалчи вал. К тому же орган, выдавший лицензию, мог в любой момент ее отозвать по требованию на логовиков. Еще одну головную боль вызвала у рыбопро мышленников необходимость иметь на своих судах технические средства, обеспечивающие автоматическую передачу информации о ме стонахождении судна при промысле. Покупка и установка таких датчиков требовали денег и времени. И не было бы проблем, если б все делалось планово, а не спонтанно — заранее оговорить сроки, согласовав их с судоводителя ми, контролирующие органы не захотели. Свои обиды и свое возмущение рыбопромышленни ки несли в Союз, в исполнительную дирекцию, которая пыталась решать как стратегические, так и тактические, повседневные задачи. До- вольно-таки резкое интервью дал в то время «Рыбному Мурману» генеральный директор СРПС Н. Г. Тропин. — Николай Григорьевич, что, на ваш взгляд, стало основной причиной кризисного состояния рыбной отрасли? — спрашивает его журналист Ольга Макарова. — Бездумная приватизация и потеря управ ляемости, — отвечает Тропин. — Семь лет пред приятия были предоставлены самим себе, в условиях бесправия и беззакония создалась нездоровая конкуренция. Между тем правила игры должны быть одинаковы для всех, каждый рыбопромышленник должен знать, на основа нии каких законов, чем и когда он может зани маться. Это и поможет избежать произвола чи новников. Разработкой нормативно-правовой базы должен заниматься федеральный орган по ры боловству, а создать условия для развития про изводства и переориентации поставок рыбы на внутренний рынок — одна из задач регио нального правительства. Комитет по рыболов ству при администрации области существует в урезанном виде — четыре человека. Уже по этой причине он не в состоянии выполнять свои функции. Свою координирующую роль утратила и «Севрыба», у которой интересы от расли — промысел, анализ, статистика, поиск путей развития, защита общебассейновых ин тересов — отошли на второй план. Наше предло жение — образовать на базе «Севрыбы» бассей новую некоммерческую организацию. Если говорить о нашем Союзе, то пришли к мысли, что нецелесообразно собирать в одну ассоциацию предприятия разных видов дея тельности. Так что теперь мы объединяем в ос новном рыбодобывающие фирмы. Сейчас их 87. Союз стал управляем, деятельность его бо лее скоординирована. Давно должны были бы образоваться параллельно нашему Союзу ассо циации перерабатывающих производств, ма лых судоремонтных, вспомогательных предпри ятий. — Что удалось сделать по обновлению флота? — Ни одного нового судна предприятиями не построено. Сейнер-траулер «Мурман-2» ско рее не правило, а исключение. Вначале мы были полны надежд на финансовую помощь и поддержку со стороны правительства... Мы согласны с Тишковым: на смену устаревшему флоту должен прийти современный флот, спо собный конкурировать с западным. Но кто в ны нешних условиях мелким предпринимателям предоставит кредиты на строительство? Мы вы нуждены идти другим путем. Сравнили возраст наших и западных кораблей. Оказалось, что 338
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz