Георги, В. С. Рыбный Мурман в кавычках и без : документально-публицистические хроники Северного рыбопромыслового бассейна последней четверти XX века. В 2 т. Т. 2, ч. 4-7 / Виктор Георги. - Петрозаводск : Verso, 2016. – 476, [1] с. : ил.

Часть четвертая. За что боролись? Десятилетиями нас трясли за грудки и вдалбли­ вали: «Будь хозяином!». Вот теперь пытаемся, не­ умело и больно. Самостоятельность способству­ ет специализации, маневренности. Но первое ощущение хаоса, обнаруживаемое при всякой ломке и переустройстве, заставляет нервни­ чать. Для иных руководителей психологически просто непереносимо поступиться привычным правом казнить и миловать. Мне представля­ ется, что корень претензий к «Мурман-Ойлу» в том же — в психологии власти. В самом деле! Была нефтебаза вспомогательной службой, мож­ но было по телефону приказать, мол, плесни-ка в танкерок вне графика и без рассуждений. На­ чальник флота мог ногой открывать любые две­ ри, требовать повышенного к себе внимания. А теперь извольте обращаться не как к подчи­ ненному, а как к равноправному. И телефонное право ослабло. Из чьих-то властолюбивых рук утек такой мощный рычаг. Вроде все по закону, но непереносимо. Определенные круги поэтому не открывают забрала, а исподтишка старают­ ся дискредитировать обретшую самостоятель­ ность нефтебазу, подзуживают горожан, рыба­ ков — ату ее! И напоследок журналист добавляет: — Очень полезно иной раз резко поменять угол зрения. И тогда можно ухватить общие тен­ денции, а не мелочные обиды. Можно увидеть инициативу и поиск одних, лихорадочное рваче­ ство других, конвульсии третьих, с чьих рук по од­ ной обрываются марионеточные нити, ускольза­ ет сквозь сжатые пальцы власть. Конечно же, хочется, чтобы поиск и инициатива скорее при­ вели к экономической стабильности. Реальный успех могут ускорить достойные, истинно пар­ тнерские взаимоотношения фирм и коллекти­ вов во благо делу, а не в пылу амбиций.34 в) топливные страдания Как видим, журналист «Рыбного Мурмана» пошел значительно дальше своих коллег из дру­ гих газет, не стал обсасывать тот или иной случай, а попытался понять причину, тенденцию общего процесса, чтобы можно было спрогнозировать дальнейшее развитие событий. А для того, чтобы обезопасить и себя, и СП «Мурман-Ойл» от но­ вых поверхностных публикаций в других изда­ ниях, редакция решила в каждом номере еже­ недельника на странице новостей «От пятницы до пятницы» помещать информацию о текущем положении дел на флотской нефтебазе. — За прошедшую неделю через нефтебазу СП «Мурман-Ойл» забункерованы 62 промыс­ ловых и транспортных судна, выдано 9945 тонн дизельного топлива и 1923 тонны флотского мазута, — сообщает «Рыбный Мурман» 12 мар­ та. — В связи с тем, что задолженность флотов Северного бассейна по топливу возросла и со­ ставляет 62 тысячи тонн, сегодня емкости нефте­ базы почти пусты. А это чревато серьезными по­ следствиями, но не по вине СП «Мурман-Ойл».35 — Несмотря на большую задолженность флотов Северного бассейна по оплате услуг и взятого ранее топлива,— сообщает «Рыбный Мурман» 2 апреля, — за прошедшую неделю на нефтебазе СП «Мурман-Ойл» забункерованы 69 судов. Всего выдано 14328 тонн дизтоплива и 5180 тонн мазута флотского. Кредит на 30 ты­ сяч тонн выдан «Севрыбхолодфлоту», возросла задолженность «Севрыбпромразведки» и Архан­ гельского тралового флота. Сейчас основные флоты бассейна пытаются самостоятельно вы­ ходить на заводы-изготовители и получать дизто­ пливо в обмен на рыбопродукцию.36 В начале осени назрела необходимость вновь более пристально посмотреть на поло­ жение дел на нефтебазе, встретиться с ее гене­ ральным директором А. И. Копытовым. К нему в кабинет я пришел рано утром, в 7.30 по Мо­ скве. Копытов уже «сидел» на телефоне, который звонил через каждые 2—3 минуты. Так в проме­ жутках между звонками мы и беседовали. А во­ просы-ответы, звучащие по громкой связи, ста­ ли необходимым фоном для нашей беседы. — Так сколько топлива на сегодняшний день у нас осталось? — спрашивает гендиректор у диспетчера. — Примерно 1400 тонн дизельного. — А почему вчера тралфлоту не лили? — Потому что портофлот не успел: вчера пол­ дня туман был. — А подход железнодорожного состава когда ожидается? 32

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz