Георги, В. С. Рыбный Мурман в кавычках и без : документально-публицистические хроники Северного рыбопромыслового бассейна последней четверти XX века. В 2 т. Т. 2, ч. 4-7 / Виктор Георги. - Петрозаводск : Verso, 2016. – 476, [1] с. : ил.

Часть шестая. Борьба за выживание (вторая половина 1990-х годов) предшественники. Причем создали ее не сразу, постоянно совершенствуя существующее, но не ломая достигнутое. — Кое с чем мы, производственники и сбы­ товики, были не согласны, — продолжает свой рассказ В. Тимофеев. — По планированию, эко­ номике производства нас «заедала» масса на­ думанных показателей, мелочная опека при планировании, «намазки» к расчетному плану предприятий со стороны директивных орга­ нов, встречные планы и прочее. Сколько вреда принес только один показатель «реализован­ ная продукция», ради выполнения которого не­ полногрузные корабли зачастую отправлялись руководством за сотни миль под вынужденную разгрузку! По сбыту продукции у наших профес- сионалов-рыночников были весьма скромные просьбы и предложения — разрешить продав­ цам на ярмарках при продаже в розницу поль­ зоваться согласованными между сторонами рыночными ценами, как это делается сейчас. Еще сбытовики просили, чтобы министерства не делали директивное закрепление продавцов за покупателями. При выполнении только этих предложений рынок стал бы очень похожим на настоящий и к тому же остался бы контроли­ руемым, управляемым. Сейчас от этой стройной системы мало что осталось. Практически исчезла система заклю­ чения долгосрочных договоров, обязательность их выполнения. В дело вместо одной специали­ зированной организации по сбыту продукции вступила масса посредников, организовались отделы сбыта продукции на флотах и в объедине­ ниях. По общей численности их гораздо больше, чем сбытовиков старого «Севрыбсбыта», а об их возможностях и говорить не хочется. В резуль­ тате раздробления организованного сбыта на мелкие конторы, отсутствия какого-либо пла­ нирования по поставкам исчезла возможность нормально подавать заявки на вагоны, кото­ рые еще со времен наркома путей сообщения Ф. Дзержинского должны подаваться за квартал вперед, чего в сложившейся ситуации ни одно предприятие, флот сделать не могут (до реформ заявки на вагоны подавал «Севрыбсбыт», для которого принадлежность корабля не имела зна­ чения, а задержки с приходом некоторых судов компенсировались досрочным приходом дру­ гих; пусть попробуют это сделать сейчас мелкие фирмы — явно не получится). В результате все фирмы отправляют рыбопродукцию в основном автотранспортом: его сейчас столько, что к про­ ходным рыбного порта подъехать очень трудно. Представим теперь, как могут готовить свое производство многие потребители рыбопро­ дукции средней полосы России, выпускаемой на мурманских флотах и предприятиях, которые заблаговременно не знают, когда, в каком коли­ честве и в каком ассортименте подойдет к ним рыбное сырье для переработки. Как готовить в этом случае производство? Какие комплек­ тующие материалы заказывать снабженцам? Возникает масса вопросов практически у всех служб. В такой ситуации выход в основном на­ ходится в переводе производства на низкоэф­ фективный ручной труд с низкой заработной платой и высокой себестоимостью продукции. Снабженцы же в этой ситуации срочно прини­ мают меры к поиску другого, более надежного партнера по поставкам и, в общем-то, находят. Пока в процессе внутренней борьбы предпри­ ятия Севера разъединялись и «поедали» друг друга, наши дальневосточные конкуренты вос­ пользовались этим и оставили Север с носом. А что теперь делать с копченой рыбой, во­ зобновление широкомасштабного производ­ ства которой в былых объемах уже невозмож­ но? Наши традиционные рынки сбыта из-за возникших перебоев с поставкой из Мурманска копченой рыбы уже заняты местными фирмами, производящими эту продукцию непосредствен­ но на месте ее потребления, но из сырья мур­ манских флотов. Здесь получилось так, что ры­ баки сами себя высекли — лихо отгрузили в свое время рыбу в среднюю полосу, забыв о необхо­ димости загрузки береговых предприятий свое­ го родного города. В результате жены рыбаков, которые ранее на этих предприятиях работали, оказались безработными. Специалисты «Севрыбы» в свое время до по­ следнего бились за сохранение, совершенство­ вание системы сбыта, укрепления ее и системы управления отраслью в целом путем создания 328

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz